Тахилалия: причины, диагностика, коррекционная работа

Тахилалия – это патологически ускоренный темп речи, который необходимо корректировать с помощью сочетания методов психологии, логопедии, неврологии. Задача специалистов заключается в том, чтобы замедлять скорость произношения и улучшать ее остальные характеристики.

Основной курс лечения проводится под наблюдением врачей и педагогов, в дальнейшем его результаты закрепляют самостоятельно. Дефект встречается как в детском возрасте, так и у взрослых.

Этиология возникновения дисфункции

Человеческая речь развивается в соответствии с условными рефлексами. Ее показатели определяет состояние головного мозга, обеспечивающего связи с артикуляционным аппаратом. По нервным импульсам передается сигнал о необходимости движений органами речи.

Таким образом, чтобы ее характеристики совпадали с нормой, у ребенка должны быть в порядке функции центральной нервной системы, органов речевого аппарата и отсутствие патологий со стороны слуха.

Задача логопедии и психологии заключается в оценке показателей речи и работе над ее отклонениями.

Одним из условий ее развития является общение ребенка со взрослыми и сверстниками. По этиологии нарушения речи подразделяют на функциональные (нейрогенные логоневрозы и социального типа), органические (при наличии соматических патологий).

Дисфункции могут быть следствием травмы в родах, длительных инфекционных заболеваний, перенесенных в раннем возрасте. К внешним факторам относят неблагоприятную обстановку в семье, связанную с дефицитом или избытком внимания родителей.

Тахилалия: причины, диагностика, коррекционная работа

По одной из версий, тахилалия проявляется у детей, чьи родители быстро говорят, то есть отмечается роль генетического фактора. По мнению Куршева В. А., быстрая скорость речи связана с темпом мышления, а нарушение относится к мыслительно-речевым отклонениям. О связи патологии с заиканием говорил D. Weiss (1950). М. Е.

Хватцев (1959) считал, что причина во врожденной речедвигательной недостаточности аппарата заключается в отсутствии примера со стороны взрослых. В. М. Бехтерев (1926) утверждал, что ее причина лежит в преобладании процессов возбуждения. М.

Надолечны характеризовал лиц с баттаризмом, как людей поспешных и беспокойных со слабой памятью и расстройством внимания.

Для коррекции недоразвития речи применяют методы психологической стимуляции, вазоактивную терапию, логопедическую работу. Тахилалия может быть чистой и функциональной, сопровождающейся заиканием. К ее клинической картине часто присоединяются нарушения лексики и грамматики, фонетики. Ее отдельными подвидами являются баттаризм, парафразия.

Из этиологических факторов выделяют соматические заболевания, психогенную обстановку и привычку. По результатам неврологических исследований еще в пренатальном периоде у плода происходят соответствующие физиологические и анатомические изменения головного мозга.

Профилактика возникновения

Родители могут оградить ребенка от воздействия внешних отрицательных факторов – не допускать травм, наблюдать за его развитием и принимать в этом процессе активное участие.

Их задача состоит в том, чтобы защитить малыша от стрессовых ситуаций, испуга, страха, постороннего шума. Обстановка должна быть размеренной, а требования родителей к ребенку разумными. Но не стоит во всем потакать ему, избегайте излишнего баловства.

Здоровая и крепкая нервная система не только предотвратит развитие тахилалии, но и положительно повлияет на общее состояние организма.

Тахилалия: причины, диагностика, коррекционная работа

Также учитывайте тот факт, что дети во многом подражают родителям, особенно в таком возрасте. Культура вашей речи и темп, артикуляция должны быть примером для него. Следите за тем, чтобы он не говорил на вдохе и не повторял звуки, слоги.

Дифференциальное отличие тиков при заикании от хаотичных движений при тахилалии заключается в том, что в первом случае они возникают при разговоре. А во втором не связаны с речью.

Симптоматика и диагностика

Человек не может самостоятельно справиться с патологическим отклонением, необходима медицинская и педагогическая помощь. Тахилалия приводит к нарушению темпа и ритма речи. При общении человек с таким диагнозом искажает слова, повторяет отдельные слоги или заменяет их другими.

Виды расстройства:

  • простая форма;
  • баттаризм – нарушения в грамматике, неверные структуры речи;
  • полтерн – в процессе разговора человек делает паузы, отмечаются запинки.

Отклонение может выступать самостоятельной патологией или быть вторичным на фоне психических и неврологических заболеваний.

Полтерн (спотыкание) характеризуется прерывистым темпом несудорожного характера. Его клиническая картина дополняется нарушениями общей и речевой моторики. При баттаризме отмечается неправильное формирование фраз. Дефекты могут быть речевыми и неречевыми, человек не умеет составлять сложные предложения.

Во время запинок звук появляется не сразу, губы могут двигаться без подачи голоса. В связи с перенапряжением речь монотонна, нарушение процессов дыхания приводит к проблемам с дикцией.

Больным при этом совсем не присуща критичность, они не считают высокую скорость проговаривания дефектом, поэтому не обращаются за помощью.

Тахилалия: причины, диагностика, коррекционная работа

Произношение слов при тахилалии настолько стремительно, что ее не разобрать даже при отсутствии дефектов в предложении. В секунду человек произносит около 20-30 звуков (норма 9-14). Из-за высокой скорости слоги могут повторяться или выпадать, искажаться. При этом тот, кто говорит, этого не замечает. Речь может произноситься на одном вдохе и сопровождаться выраженной жестикуляцией.

Клинические признаки разделяют на речевые и неречевые. На первый план выступает скорость произношения слов.

Также тахилалия характеризуется такими симптомами:

  • искажением слов;
  • неразборчивостью речи;
  • ошибками грамматики при письме;
  • нарушением моторики;
  • повышенной возбудимостью.

У пациентов может отмечаться учащенное сердцебиение, повышенное потоотделение. Дети из-за невнимательности часто не доводят игры до конца, могут останавливаться во время диалога и перескакивать на что-нибудь другое. При таком отклонении все движения ускорены, отмечаются тик и гиперактивность. Даже во сне человек испытывает моторное беспокойство.

Диагностику осуществляют с помощью МРТ головного мозга, эхоэнцефалографии, ЭКГ. Для исключения соматических заболеваний (шизофрении, эпилепсии) могут быть назначены дополнительные исследования. Обязательно проводят дифференциацию с дизартрией и заиканием.

Тахилалия: причины, диагностика, коррекционная работа

Логопед оценивает темповые характеристики речи, паузы, правильность составления фраз, интонации, процессы дыхания и тембр голоса. Также проверяют письменную грамматику.

Как нормализовать состояние речи

Лечение тахилалии заключается в применении комплексного подхода.

Схема коррекционной терапии включает:

  • назначение медикаментов (ноотропы, седативные);
  • физиотерапевтическое воздействие (гальванический воротник, электросон);
  • лечебную физкультуру;
  • упражнения на ритмику (нормализация моторики);
  • логопедические занятия (разработка логики, внимания, вырабатывание ритма и замедление темпа речи).

Курс лечения составляет 9-10 месяцев. Медикаментозную терапию назначают в соответствии с наличием или отсутствием сопутствующих заболеваний. Часто тахилалия носит смешанный характер и сопровождается дизартрией. Также она может сочетаться с неврологическими патологиями.

Эффективность лечебной физкультуры заключается в тренировке тормозных реакций, выдержки, внимания и концентрации. Во время упражнений включают мелодичную и спокойную музыку.

Тахилалия: причины, диагностика, коррекционная работа

Для повышения эффективности тренировки проводят небольшими группами. Это дисциплинирует детей и снижает психомоторную возбудимость. В первое время им непросто адаптироваться к новым условиям, логопед задает темп с помощью хлопков в ладоши, постукивания по предмету.

Дети учатся произносить речь под удары мяча и прыжки. Такие игровые приемы облегчают нагрузку на нервную систему. Музыкальная ритмика развивается с помощью озвучивания текста под аккомпанемент.

В начале курса дошкольники обучаются замедленному темпу речи, после его усвоения их переводят на нормальный ритм.

Чтобы отработать последовательность мышления, педагоги работают с детьми по составленному плану. Составление пересказа способствует развитию мышления. Также практикуют проговаривание начала фразы, а дети ее заканчивают.

Обратите внимание! Тахилалия является стойкой деформацией речи, поэтому в течение года после окончания терапии необходимо наблюдать за ребенком. Это предотвратит повторное ускорение и поможет сохранить приобретенные навыки.

Цель логопедических упражнений состоит в контроле скорости и синхронности действий. Для этого пациент должен выполнять комплекс упражнений, рассчитанных на тренировку дыхания, силы голоса, отработку ритма, внимания, координации движений. Курс рассчитан на 2-3 месяца, после перерыва его можно возобновить.

Если тахилалия протекает на фоне неврологических и психических заболеваний, прогноз динамики состояния пациента трудно предугадать. В любом случае, многое зависит от родителей и близких, им необходимо оказывать психологическую поддержку больному.

Этапы логопедической работы:

  • режим молчания (максимальное ограничение контактов с окружающими);
  • чтение в медленном темпе;
  • редактирование высказываемого;
  • составление коллективного рассказа;
  • подготовка к публичному выступлению.

Если для устранения проблемы недостаточно 2-3 месяцев, делают перерыв и продолжают терапию. В дальнейшем, в течение года закрепляют навыки правильной речи самостоятельно в домашних условиях.

Читайте также:  Шейный остеохондроз: симптомы, лечение и упражнения ЛФК

Прогноз для здоровья при тахилалии зависит от ее структуры: представлена она в чистом виде или является вторичным проявлением более сложного заболевания. В таком случае динамика состояния пациента зависит от его умственного развития и поведения в социуме.

Лечить ее нужно в обязательном порядке, самостоятельно она не пройдет.

Характеристика тахилалии – симптомы, причины, лечение

Тахилалия: причины, диагностика, коррекционная работа

Ребенок говорит очень быстро, проглатывает звуки, торопится так, что не хватает дыхания. При этом он активно размахивает руками, двигает головой, всем телом. Его речь настолько быстрая, что сложно понять, о чем он так хочет рассказать. Если это произошло раз или два — это еще не повод для беспокойства. Но если ситуация регулярно повторяется, становится нормой — значит нужно срочно идти к врачам. Возможно, у ребенка развивается тахилалия.

Тахилалия как диагноз

Тахилалия в логопедии — это распространенное нарушение, которое чаще всего развивается в детском возрасте. Многие ошибочно считают, что тахилалия — это темп и ритм, который отличается от нормы.

И диагноз тахилалия — это патологически ускоренный (и/или) замедленный темп речи. Однако, это мнение ошибочно. Тахилалия — это темп речи, который значительно ускорен по сравнению с нормой.

Замедление — это уже другое заболевание, брадилалия.

Как отдельное заболевание тахилалию выделили относительно недавно. Долгое время ее относили к заиканию. Сходство действительно есть. Из-за быстрого темпа нарушено дыхание, человек втягивает воздух, возникают запинки и паузы.

Но в заикании запинки носят судорожный характер, чего нет в тахилалии. Еще одно существенное отличие: при заикании речевые судороги усиливаются при волнении, в незнакомой обстановке, при тахилалии подобных изменений нет.

Тахилалия проявляется и в письме: почерк такого больного торопливый, неаккуратный, а при заикании человек пишет медленно, буквы сжаты.

Важно! Со временем (при отсутствии коррекции) запинки при тахилалии могут приобрести судорожный характер, развивается заикание.

Тахилалия: причины, диагностика, коррекционная работа

Очень часто человек, страдающий от тахилалии, даже не осознает, что его речь отличается от нормы и не считает нужным обратиться к специалисту.

Несмотря на то, что на первый взгляд, заболевание несерьезное, его ни в коем случае нельзя игнорировать. Запущенная патология затрудняет социализацию, влияет на характер и психоэмоциональное состояние.

Яркий пример: всемирно известные «безмолвные близнецы». В случае сестер Гиббонс тяжелая форма тахилалии привела к тому, что девочки общались только друг с другом.

В дальнейшем эта социальная изоляция привела к проблемам с законом, психиатрической клинике и смерти одной из сестер.

Классификация

Существуют чистые формы тахилалии и комбинированные, когда ускоренный темп речи сочетается с нарушением в произношении звуков, построении слов и фраз. При чистой форме нарушен только темп, форма и произношение не страдают. К комбинированным формам относятся: полтерн и баттаризм.

Тахилалия: причины, диагностика, коррекционная работа

Полтерн и баттаризм считаются наиболее тяжелыми формами патологии, которые не всегда поддаются коррекции.

Баттаризм (парафразия)

Баттаризм — патология, которая вызвана нарушением речевого внимания.

Для баттаризма характерны:

  • неправильная постановка слов в предложении,
  • пропуск слов в предложениях,
  • в словах меняются местами буквы и слога.

Речь человека, который страдает от баттаризма, лишена последовательности, логики. Она хаотична.

Полтерн

Полтерн проявляется «спотыкающейся» речью, необоснованными паузами и заминками.

Характеристика речи при полтерне:

  • высказывания по смыслу абстрактны, поверхностны;
  • фразы короткие, рубленные;
  • смысл высказывания нечеткий;
  • артикуляция невыраженная;
  • синтаксис и грамматика нарушены;
  • интонации невыразительны.

Характерно то, что больные полтерном и баттаризмом читают так же, как говорят. Несмотря на авторские знаки препинания, они дробят предложения, делая фразы короткими и рубленными. Из-за этого им трудно понять смысл прочитанного, пересказать содержание.

Справка. У детей, страдающих полтерном и баттаризмом, как правило, скудный словарный запас.

Тахилалия: причины, диагностика, коррекционная работа

Симптомы и диагностика

Нарушение тахилалии проявляется речевыми и неречевыми симптомами.

  • темп невероятно ускорен (до 30 звуков в секунду, при норме в 10);
  • нарушена письменная речь и чтение. Буквы и звуки заменяют друг друга, переставляются в другие места;
  • речь с многочисленными дефектами (запинки, проглатывание отдельных звуков, повторы);
  • речь излишне экспрессивна, но при этом интонация нарушена;
  • если заболевание осложнено баттаризмом или полтерном, то нарушение проявляется в голосе, артикуляции. Меняется лексика, грамматика
  • общая моторика также нарушена. Жестикуляция быстрая и избыточная, мимика подвижна и ярко выражена;
  • движения артикуляционных мышц не скоординированы;
  • можно заметить общее беспокойство в поведении, которое проявляется не только днем, но и во время сна;
  • у детей тахилалия часто сочетается с гиперактивностью;
  • внимание неустойчивое, интерес быстро угасает;
  • память недостаточно развита;
  • эмоционально человек легко возбудим и вспыльчив;
  • при малейшем волнении человек сильно потеет и краснеет

Однако, внешних симптомов недостаточно для диагностики тахилалии. Для подтверждения диагноза врач назначает следующие исследования:

  • ЭЭГ (электроэнцефалография — исследование функционального состояния мозга и его реакций на раздражители);
  • МРТ для выявления органических патологий;
  • эхоэнцефалография — ультразвуковое исследование структур мозга.

Также потребуется тщательное логопедическое и психологическое обследование.

Причины возникновения

Этиология тахилалии до сих пор вызывает многочисленные споры. Единой теории, которая бы объясняла, что именно становится первопричиной к возникновению этой патологии, нет. Пока специалисты выделяют три фактора:

  • генетика,
  • дефект у окружающих людей,
  • педагогическая запущенность.

Однако, зафиксированы случаи, когда патология возникала как следствие повреждения мозга (опухоль, травмы, инфекции, эпилепсия). Некоторые психические заболевания также сопровождаются тахилалией. Чаще всего она возникает у больных шизофренией, психозами, олигофренией.

Несмотря на неоднозначность мнений, ведущие специалисты сходятся в одном: в основе нарушения лежит дисбаланс в нервной системе процессов возбуждения и торможения. Преобладание процесса возбуждения оказывает влияние на весь организм, включая речь и моторику.

Лечение и прогноз дальнейшего развития

Тахилалия, как и все речевые нарушения, лечится только комплексно. Курс должен включать: медикаментозное лечение, помощь психотерапевта и логопеда. Дополнительно врач может назначить:

  • физиотерапию,
  • ЛФК,
  • массаж,
  • аутогенную тренировку,
  • бальнеотерапию (терапия водой).

Без медикаментозного лечения не обойтись. Препараты нужны для стабилизации нервной системы, уменьшения общей возбудимости. Если тахилалия возникла как следствие патологии нервной системы, то, в первую очередь, все усилия должны быть направлены на лечение первичного заболевания.

Логопедическая работа при тахилалии включает в себя коллективные занятия, которые помогают больным дисциплинировать свою речь. Курс проходит поэтапно, при этом принципиальных различий в лечении взрослых и детей нет.

Тахилалия: причины, диагностика, коррекционная работа

Как правило, для коррекции тахилалии у детей достаточно полугодового курса, реже лечение затягивается на год. Тахилалия у взрослых лечится быстрее — за 2-3 месяца интенсивной работы. Однако, болезнь может вернуться рецидивами, поэтому после окончания коррекционного курса пациент находится еще год под наблюдением врача. В случае рецидива потребуется повторный курс лечения.

Прогноз неоднозначный. Все зависит от психологического состояния пациента и формы нарушения. При запущенной форме во взрослом возрасте может развиться заикание. Хуже прогноз при развитии баттаризма и полтерна.

Профилактика заболевания

Профилактика тахилалии включает в себя:

  • внимательное отношение к своему здоровью, безопасности. Постараться избегать возможных травм, инфекций головного мозга. При необходимости незамедлительно обращаться к врачу;
  • если ребенок начинает говорить слишком быстро, то нужно как можно раньше пройти обследование у специалиста. Ранняя диагностика и лечение заболевания дает больше шансов на устойчивый положительный результат;
  • взрослым надо тщательнее контролировать свою речь в присутствии малыша.

Исследования показали, что это заболевание часто носит наследственный характер. Поэтому, если в семье есть родственники с речевой патологией, родители должны быть особенно внимательны к речи ребенка.

Видео

  • 109

Тахилалия: причины, симптомы, диагностика, методы коррекции

Тахилалия – это патологическое нарушение темпов речи. Ребенок говорит очень быстро. За одну минуту произносит в 2-3 раза больше звуков, чем положено по нормам.

Понять, что говорит дошкольник, практически невозможно. Его речь невнятна, поток звуков не останавливается даже для вдоха. Одновременно с высказыванием ребенок двигает руками, ногами, головой, помогая себе произносить слова.

Виды

Классификация ускоренной речи основывается на особенностях произношения, дополнительных симптомах заболевания. Выделяют 3 вида тахилалии:

  1. Чистая форма. Характеризуется быстрым темпом произношения. Фонемы, синтаксические единицы не изменяются, фонетические ошибки отсутствуют.
  2. Полтерн. Ребенок в процессе говорения как бы “спотыкается”, делает неоправданные паузы, запинки. С трудом подбирает слова для оформления мысли. Без причин повторяет уже сказанные слоги и слова. Полтерн легко спутать с логоневрозом. Стоит обратить внимание на страх перед речью, наличие судорожных движений в момент артикуляции. При “спотыкании” они отсутствуют.
  3. Баттаризм. Нарушено речевое дыхание. Ребенок захлебывается во время артикуляции. Произносит фразу в ускоренном темпе, но глотает слоги, слова, не может выстроить предложение в правильную лексическую конструкцию.
Читайте также:  Биотезиометрия - метод исследование вибрационной чувствительности

Тахилалия: причины, диагностика, коррекционная работа

Причины

По статистическим данным психологов, неврологов, тахилалия чаще диагностируется у нервных, быстро возбуждаемых детей, страдающих гиперактивностью.

К причинам возникновения нарушений относят и следующие:

  • Наследственность
  • Расстройства темпов внутренней речи
  • Задержка темпов торможения
  • Копирование речи окружающих
  • Неправильное воспитание речи ребенка в семье. Нежелание взрослых выслушать длинную медленную тираду малыша вынуждает его торопиться при артикуляции.
  • Психические расстройства.

Тахилалия: причины, диагностика, коррекционная работа

Симптомы

Диагностировать тахилалия у детей можно по речевым и неречевым признакам. К первым относятся:

  • экспрессивность речи;
  • заминки при разговоре;
  • нарушения речевого дыхания;
  • произношение более 20 звуков за секунду (норма не более 12);
  • неоднократное повторение фонем, слов;
  • пропуск звуков, искажение фонем;
  • нарушение интонации;
  • отсутствие логических пауз меду словами и фразами;
  • артикуляционная моторика;
  • нарушение письменной речи;
  • трудности в обучении чтению;
  • облегченное произношение небольших предложений;
  • нарушение координации речевого аппарата;
  • несоответствие внутренней и внешней речи.

Среди неречевых симптомов выделяют:

  • моторное беспокойство;
  • активная жестикуляция;
  • нарушения сна;
  • гиперактивность;
  • дезориентация;
  • низкий уровень концентрации внимания;
  • нарушения всех видов памяти;
  • отсутствие последовательности, логичности мышления;
  • вегетативные нарушения различной этиологии (потливость, возбудимость, учащение ритма сердца).

Диагностика

Для того чтобы распознать речевую патологию у ребенка, необходимо обратиться в первую очередь не к логопеду, а к неврологу, психиатру. Диагностирование заболевание происходит на основе анализа внешних проявлений и лабораторных методов исследования.

Чаще всего доктор советует провести дошкольнику следующие процедуры:

  1. ЭЭГ: для выявления признаков эпилепсии, нарушений в работе структур головного мозга.
  2. Эхограмма (УЗИ): определит наличие или отсутствие опухолей, новообразований.
  3. МРТ: выявит органические поражения мозга.

Обязательным условием диагностики речевого нарушения является собеседование с психиатром. Специалист определяет уровень развития дошкольника, находит внутренние семейные, бытовые причины развития патологии. Исключает или подтверждает наличие психических отклонений.

Психолог помогает определить уровень моторного, сенсорного, волевого, познавательного развития.

Речевая функция обследуется логопедом. Тщательному анализу подвергается состояние речевого моторики, акустического аппарата, способности расставлять ударения, паузы, темпы речи и письма.

Психолог, психиатр, логопед используют диагностические тесты, специализированные задания при осмотре малыша.

Диагноз тахилалия ставится после полного обследования дошкольника, сбора анамнеза и анализов результатов диагностики от всех специалистов.

Тахилалия: причины, диагностика, коррекционная работа

Коррекция

Работа по преодолению подобных нарушений у дошкольников состоит из нескольких частей:

  1. Медикаментозное лечение. Назначается неврологом, психиатром. Это успокоительные препараты, нормализующие процессы ЦНС.
  2. Общеукрепляющие процедуры. Закаливание, физиотерапия, нормализация общих движений. Это упражнения на замедления темпа, тренировка координации, выработка навыков плавности, ритмичности.

Тахилалия у детей: почему возникает и как правильно лечить

Если вы замечаете, что речь ребёнка стала невнятной и очень быстрой, так, что разобрать сказанное практически невозможно, стоит задуматься о речевом нарушении у малыша. Описанные симптомы характерны для тахилалии – одной из форм нарушения речи у детей.

Общие сведения

Тахилалия проявляется в ускоренном темпе речи, когда больной произносит около 20-30 звуков в секунду, что превышает нормальный речевой темп приблизительно в 2 раза. При этом фонетические, лексические и грамматические дефекты речи наблюдается не всегда.

Это расстройство относят к нейропсихическим заболеваниям. Чаще всего тахилалия является только побочным эффектом какого-либо серьёзного психического или нервного расстройства, поэтому заболевание требует комплексной диагностики и лечения.

Классификация тахилалии

Заболевание делится на три разновидности:

  • Чистая форма. Для этой разновидности характерным признаком является ускоренный темп произношения, без каких-либо лексических, фонетических или грамматических нарушений;
  • Баттаризм (другое название парафазия). При этой форме тахилалии у ребёнка нарушается речевое дыхание, ему трудно договорить начатое предложение, он будто «захлёбывается» собственной речью. При этом речь остаётся ускоренной, но проглатываются слоги и целые слова. Ещё один признак этой формы расстройства: неспособность построить правильную лексическую конструкцию;
  • Полтерн (или Спотыкание). При полтерне речь больного наполнена излишними паузами и запинками. Больному трудно подобрать слова для выражения мысли. Также может появляться повторение уже сказанных слогов или слов.

Причины тахилалии

Логопеды и психологи выделяют следующие причины возникновения этого речевого расстройства:

  • Наследственность;
  • Предрасположенность на генетическом уровне;
  • Подражание торопливой речи родителей и педагогов;
  • Использование родителями неправильных методов развития речи у ребёнка;
  • Развитие различных патологий головного мозга (опухоли, эпилепсия, различные инфекции);
  • Серьёзные черепно-мозговые травмы;
  • Операции, перенесённые на головном мозге;
  • Различные психические расстройства (шизофрения, различные виды психозов, ОКР);

Тахилалией часто страдают дети с повышенной нервной возбудимостью. Это обусловлено излишней активностью подкоркового ядра паллидума, в головном мозге ребёнка. Такое отклонение выражается в доминировании процессов возбуждения над процессами торможения в нервной системе.

Симптомы тахилалии

Для детей, страдающих от тахилалии, характерно наличие следующих речевых нарушений:

  • Слишком быстрая речь;
  • Запинающаяся речь;
  • Проблемы с дыханием при разговоре;
  • Произношение за одну секунду более 20 звуков (в норме должно быть не более 10-12);
  • Многократные повторы уже сказанных слов и слогов в одном предложении;
  • Пропуск некоторых звуков, искажение фонем;
  • Пропуск пауз меду словами и фразами;
  • Артикуляционная моторика;
  • Проблемы при обучении чтению;
  • Нарушение координации речевого аппарата;

Кроме вышеописанных речевых и нервных симптомов, у больных могут присутствовать и эти симптомы:

  • Излишняя жестикуляция;
  • Проблемы со сном;
  • Гиперактивное поведение;
  • Частые приступы дезориентации;
  • Проблемы с концентрацией внимания;
  • Нарушение всех разновидностей памяти;
  • Проблемы с последовательностью и логичностью мышления;

Диагностика тахилалии

Чтобы подтвердить наличие тахилалии, ребёнку необходимо пройти обследование у невролога, логопеда и психотерапевта. Начать стоит с невролога, который проведёт первичный осмотр и назначит следующие виды исследования:

  • ЭЭГ (электроэнцефалограмма). Поможет выявить признаки нарушения в работе различных областей головного мозга;
  • МРТ (магниторезонансная томография). Поможет обнаружить органические повреждения мозга;
  • Эхограмма. Исследование состояния сосудов головного мозга.

Далее необходимо обследование у логопеда, который оценивает состояние речевой функции ребёнка. Специалист определяет уровень развития речевой моторики, учитывая способность больного расставлять акценты и паузы в своей речи. Также логопед даёт ребёнку задания по написанию, чтению и пересказыванию текстов.

Далее обследование продолжает психотерапевт, который определяет уровень развития памяти и внимания ребёнка, а также познавательных и волевых способностей. Кроме этого, специалист исключает или подтверждает наличие психических расстройств.

Окончательный диагноз можно поставить только после полного обследования ребёнка и сбора результатов всех анализов и обследования у всех специалистов.

Коррекция

Для устранения тахилалии используется целый комплекс различных средств:

  • Медикаментозное лечение;
  • Комплекс общеукрепляющих мероприятий (закаливание, ЛФК, физиотерапия и т.д.);
  • Работа с логопедом.

Необходимые лекарства и процедуры подбираются индивидуально для каждого пациента. Более подробно мы остановимся только на логопедической работе, которой родители могут заниматься самостоятельно после консультации со специалистом.

Дыхательные упражнения

  • Глубоко вдыхаем на 3 счёта. Затем короткая пауза на 1 счёт. Выдох делается также на 3 счёта. Вначале упражнения считает взрослый, через несколько циклов ребёнок начинает считать самостоятельно про себя. Вдох нужно делать через нос, выдох через рот. Повторите 4-6 циклов за 1 подход. В течение дня можно несколько раз возвращаться к этому упражнению;
  • Шагаем и дышим. Первый шаг – вдохнули, второй шаг – выдохнули, третий шаг – пауза. Упражнение можно выполнять несколько раз в день, на улице и дома. Длительность повторения – 2-3 минуты;
  • Проговариваем звуки на выдохе. После глубокого вдоха, выдыхаем и проговариваем звук Ф, Щ, Ж и т.д. (при этом щёки не должны раздуваться). Каждый выдох длится не меньше 4 секунд. Каждую букву нужно проговорить не меньше 4 раз.

Логоритмика

Чтобы получить желаемый эффект от логоритмики, важно выполнять все упражнения в медленном темпе.

  • Хлопаем в ладоши и на каждый хлопок произносим название месяца/дня недели/фрукта и т.д.;
  • Шагаем по кругу и произносим под счёт название месяцев/городов/имена и прочее. Не нужно сосредотачиваться на смысле сказанного, важнее чётко и медленно проговаривать каждое слово;
  • Раскидайте по полу игрушки. Ребёнок должен ходить по комнате с корзинкой/ведёрком и собирать игрушки будто это грибы/фрукты/овощи, медленно и чётко проговаривая название того, что он берёт в руки.
Читайте также:  Что показывает электроэнцефалография и видеоЭЭГ, ЭЭГ ритмы мозга

Все упражнения повторяются в течение 3-5 минут. Темы для слов подбираются произвольно.

Усвоение медленного темпа речи

  • Ребёнок должен прослушать аудиозапись с текстом в медленном темпе и также медленно пересказать услышанное своими словами;
  • Пение в медленном темпе;
  • Взрослый медленно произносит фразу, затем повторяет её в том же темпе вместе с ребёнком.

Выполнять упражнения можно несколько раз в день не дольше 5 минут.

Работа с текстом

  • Ребёнок пересказывает взрослому известную ему историю/сказку/пословицу и прочее;
  • Взрослый предлагает несколько разных слов, а ребёнок должен составить из них предложение со смыслом;
  • Ребёнок читает небольшой текст, затем пересказывает сокращённый вариант прочитанного.

Последнее упражнение подходит только для умеющих читать детей. Все задания выполняются в медленном темпе несколько раз в течение дня.

Прогноз и профилактика тахилалии

Прогноз лечения тахилалии может дать только лечащий врач. Во многом это зависит от индивидуальных проявлений заболевания у ребёнка и усилий, приложенных им и его родителями по выполнению рекомендаций, данных специалистами.

Для профилактики речевого расстройства у ребёнка, родителям стоит более внимательно относиться к его здоровью и уделять достаточно времени и внимания нервно-психическому развитию и правильному формированию его речевых навыков.

Тахилалия может показаться безобидным расстройством, которое не влечёт за собой негативных последствий. Тем не менее, проблемы с речью могут ухудшить социализацию малыша и его возможность к обучению.

Чем старше будет становиться ребёнок, тем сложнее ему будет общаться со сверстниками и педагогами, что может привести к серьёзным нервным расстройствам и даже депрессии. Поэтому, при появлении первых признаков тахилалии, родителям стоит обратиться к специалистам.

Что такое тахилалия у детей — коррекционная работа

Тахилалия – это речевое расстройство с характерной неестественно быстрой речью, скорость которой не контролируется человеком, в отличии от заболевания брадилалия.

Для того чтобы сказанные слова были поняты собеседником, в минуту должно произноситься 9-14 звуков. При данной патологии это число доходит до 20-30.

Тахилалия лечится с помощью комплекса мероприятий – медицинских, логопедических, а также психологического воздействия.

Особенности патологии

Поскольку нормально такое количество звуков выговорить невозможно, слова искажаются, укорачиваются или удлиняются, наблюдаются повторы отдельных слогов и слов, замены их на другие. Смысл теряется, речь невнятная, собеседники не понимают сказанного.

Патологию считают нарушением темпо-ритмического строения речи. Изучение этиологии тахилалии привело к выделению следующих основных причин ее появления:

  • недостаточное речевое воспитание в детстве;
  • травмы, заболевания головного мозга;
  • неврологические расстройства;
  • психиатрические заболевания – эпилепсия и другие.

Основной причиной тахилалии считают недостаточность процессов торможения при нервных импульсах, преобладание процессов возбуждения. В этом может присутствовать наследственный фактор. Также при патологии фиксируют нарушения деятельности подкоркового вещества, что приводит к гиперактивности и повышенной возбудимости у пациентов. Тахилалия становится частью общих нарушений.

Важно: к психологическим особенностям детей с тахилалией следует отнести повышенную реактивность, неуравновешенность, нестабильность психики.

Тахилалию разделяют на несколько видов, в зависимости от сопутствующих нарушений:

  1. простая форма;
  2. баттаризм – нарушения в грамматике, неверные структуры речи;
  3. полтерн – объединяет несколько видов нарушений, для которых характерны паузы из-за трудностей в построении речи, запинки.

Тахилалия нередко является симптомом серьезных нервных или психических заболеваний.

Симптоматика и диагностика

Симптоматика состояния отличается речевыми и неречевыми признаками. Основным симптомом является нарушение скорости речи, к другим относятся:

  • проглатывание частей слов;
  • перестановка слогов;
  • замены одних слогов другими;
  • невнятность;
  • неверное построение фраз.

Кроме искажения речи наблюдаются:

  1. Нарушения грамматики при письме. Это является следствием невозможности выстроить речь мысленно. Человек и про себя не может правильно проговорить фразу.
  2. Такими же неорганизованными и хаотичными являются внешние действия – наблюдаются нарушения моторики, излишне порывистые движения, даже во сне.
  3. Человек легко возбуждается, активно жестикулирует. При этом быстро теряет внимание, не обладает хорошей памятью, не организованный.
  4. Пациент нередко страдает тахикардией, повышенным потоотделением.

Неспособность правильно произнести фразу сопровождается невозможностью довести до конца любое дело, так как внимание рассеивается, память нестабильна. Дети постоянно вертятся, хватают игрушки и тут же их бросают, начинают говорить и тут же теряют интерес и перескакивают на другое.

Диагностика

Диагностирование проводят невролог, логопед, психиатр. Выявляются неврологические заболевания, патологии мозга. Проводятся исследования на аппаратах:

  • МРТ головного мозга;
  • эхоэнцефалография;
  • электроэнцефалография.

При необходимости назначают другие исследования.

Диагностика тахилалии – это в логопедии выявление характера речевых дисфункций:

  1. скорость речи;
  2. способность выстроить фразу;
  3. количество и характер пауз;
  4. интонирование;
  5. неправильное дыхание при чтении, речи;
  6. нарушения тембра голоса;
  7. также определяют характер нарушений письма – возможность выстроить фразы, правильно написать слова, связный текст.

Психиатр должен выявить, не является ли тахилалия частью таких патологий, как эпилепсия, шизофрения или другие заболевания.

Обычно при тахилалии отсутствует страх перед разговорной речью, который характерен для заикания. Также патологию необходимо отделить от дизартрии.

Особенности коррекционной работы

Коррекция тахилалии включает целый комплекс мероприятий, который способствует укреплению нервной системы, корректировке соотношения возбудимости и торможения, исправлению патологических привычек в речи. Он состоит:

  • прием лекарственных препаратов – успокаивающие средства, в зависимости от состояния, ноотропные, седативные – Глицин, Пантогам;
  • аппаратные физиопроцедуры – электросон, гальванический воротник;
  • грязелечение и прием ванн;
  • ЛФК;
  • массаж;
  • занятия с психологом и логопедом.

Коррекционная работа при тахилалии требует длительных усилий. Занятия с детьми проводятся на протяжении от полугода до года. Нередко необходим повторный курс.

Комплексы лечебных упражнений при тахилалии должны выполняться в медленном темпе под спокойную тихую музыку. Тренируется выдержка, занятия требуют сосредоточенности и точности. Комплекс должен способствовать формированию тормозных функций, умению контролировать движения.

Все упражнения выполняются под счет и с заданным темпом, который нельзя нарушать. Даются задания на тренировку моторики и расслабление.

Психические особенности детей с тахилалией нередко требуют проведения курсовых занятий с психотерапевтом, который поможет улучшить эмоциональное состояние и разрешить внутренние конфликты.

При наличии повреждений головного мозга формируется схема лечения, выявляется необходимость операции и приема препаратов.

Логопедическое лечение

Занятия при тахилалии проводятся в группах. На начальных этапах встреч пациента учат ограничивать речь, больше слушать, чем говорить самому.

В дальнейшем полезны занятия в виде ответов на конкретные вопросы. Логопед задает медленный темп речи, который может регулировать ударами мяча или хлопками ладоней. Пациента учат говорить в заданном темпе, не ускоряя его и не произносить больше того, что положено.

Занятия может сопровождать медленная тихая музыка, которая, кроме темпа, еще и оказывает успокаивающее действие.

Пациентов учат составлять план речи, выстраивая логику и раскрывая необходимый смысл. В дальнейшем требуется публично выступать, соблюдая эту схему и не отклоняясь от темы.

Часто слова произносят в сопровождении движений рук и ног, чтобы научиться контролировать скорость и синхронность действий. Выполняются упражнения:

  1. дыхательные;
  2. на силу голоса;
  3. по координации с музыкой;
  4. соблюдение ритма;
  5. на внимание;
  6. распевания;
  7. на двигательную координацию.

Пациента приучают сначала к молчанию, медленной речи, в дальнейшем переходят к естественной, а потом и эмоционально окрашенной, быстрой.

К сведению: занятия с логопедом длятся курсами по 2-3 месяца, в дальнейшем, после перерыва, происходит возобновление тренировок.

Часто преодолеть тахилалию мешают неврологические и психические заболевания, которые не поддаются коррекции. Прогноз лечения в этом случае неопределенный.

В неотягощенном случае тренировки, занятия с логопедом и настойчивость пациента позволяют придать речи естественную скорость, звучание и осмысленность. Родителям следует уделять внимание развитию ребенка, формированию его речи.

При появлении проблем необходимо своевременно обращаться к специалистам.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *