Тест рисования часов (+интерпретация)

Пространственные представления.

Пространственный гнозис

  1. Проба «Зеркальные буквы» И.: «Покажи, какая из букв написана правильно». Более сложным вариантом является нахождение «неправильных» цифр и букв в слогах и словах.
  2. Тест рисования часов (+интерпретация)

  3. Проба «Слепые часы». Экспериментатор закрывает эталонный циферблат и просит ребенка сказать, сколько времени показывают стрелки на «слепых часах». При выраженных затруднениях эталон открывается для сравнения. Здесь следует очень внимательно отнестись к тому, упрочено ли в опыте ребенка определение часов именно в таком варианте.
  4. Тест рисования часов (+интерпретация)

  5. Проба Бентона. Экспериментатор показывает ребенку один из верхних образцов, затем закрывает его и просит показать этот образец на нижнем эталоне. В случае затруднений образец не закрывается и остается открытым для сравнения. Справа приведен более сложный вариант; его можно использовать после 7-8 лет.

Тест рисования часов (+интерпретация)

Самостоятельный рисунок       Ребенку предлагается неограниченный выбор цветных карандашей (фломастеров), простой карандаш, ручка. Цветовые предпочтения в ходе интерпретации приближают следующие тесты к тесту Люшера. Кроме того, анализируются топологические, конструктивные и стилистические особенности рисунка правой и левой руками.

  1. Ребенку предлагается (сначала правой, потом левой рукой) нарисовать: цветок, дерево, дом, велосипед.
  2. Проба «Коврики».
  3. Перед ребенком кладется стандартный лист бумаги (формат А4), сложенный вдвое, на каждой половине которого изображены большие прямоугольники. И.: «Представь, что это коврик. Разрисуй его, пожалуйста». По завершении раскрашивания одной рукой лист переворачивается и аналогичная процедура проводится другой рукой.

    Вариантом этой пробы является предоставление ребенку листа бумаги без рамки.

  4. Проба «Мандала».
  5. Перед ребенком кладется лист бумаги (А4) с нарисованной в центре окружностью диаметром 10 см. И.: «Разукрась (раскрась, разрисуй) это, пожалуйста». На любые вопросы ребенка дается ответ: «Делай, как тебе нравится».

    По завершении раскрашивания аналогичный тест проводится другой рукой.

  6. Проба «Гомункулус».
  7. Выполняется ведущей рукой. Перед ребенком кладется образец формата листа (А 4). И.: та же, что и в пункте 3.Тест рисования часов (+интерпретация)

    По окончании раскрашивания ребенку задаются следующие вопросы:

    • Кого ты нарисовал? Как зовут? Сколько лет?
    • Что сейчас делает? Чем вообще занимается?
    • Любимое и нелюбимое занятие?
    • Боится ли он чего-нибудь?
    • Где живет? С кем живет?
    • Кого больше всех любит? С кем дружит (играет, гуляет)?
    • Какое у него настроение? Его самое заветное желание?
    • Если бы у него был выбор, чем бы он защищался от врагов?
    • Какое у него здоровье? Что и как часто у него болит?
    • Что в нем хорошего, плохого? Кого он тебе напоминает?
  8. Проба «Рисунок человека». Выполняется ведущей рукой. И.: «Нарисуй, пожалуйста, человека». По окончании предлагаются те же вопросы, что и в пункте 4.

Копирование

  1. Тест Денманна. Перед ребенком кладётся картинка с изображением фигурок и чистый лист бумаги. И.: «Нарисуй эти фигурки». Копирование выполняется сначала одной рукой, затем (на новом листе бумаги) другой. Тест весьма эффективен для исследования процессов копирования у детей до 5-6 лет.
  2. Тест рисования часов (+интерпретация)

  3. Тесты Тейлора и Рея-Остеррица. Тесты применимы для детей с 6 лет. Перед ребенком кладется фигура Тейлора и (ниже) чистый лист. И.: «Нарисуй такую же фигуру». Для фиксации стратегии копирования ребенку предлагается набор цветных карандашей, которые в процессе копирования экспериментатор меняет (по порядку цветов радуги). Манипуляции ребёнка с собственным листом бумаги строго фиксируются. Экспериментатор воздерживается от любых замечаний. Полезным бывает отмечать время копирования.Тест рисования часов (+интерпретация)

    По окончании копирования фигуры Тейлора ребенку предлагается также скопировать фигуру Рея-Остеррица другой рукой.

  4. Тест рисования часов (+интерпретация)

  5. Копирование проекционных изображений. Ребенку предлагается правой и левой руками скопировать «куб» и «дом»
  6. Тест рисования часов (+интерпретация)

  7. Копирование изображений с поворотом на 180 градусов. Экспериментатор и ребенок сидят друг против друга, между ними лист бумаги. Экспериментатор рисует обращенного к себе схематичного «человечка».Тест рисования часов (+интерпретация)

    И.:«Нарисуй себе такого же человечка, но так, чтобы ты видел свой рисунок, как я вижу свой». После того как ребенок выполнил первый этап задания, дается И.: «А теперь у своего я обвожу руку; где эта рука у твоего?» Если ребенок выполняет задание неверно, ему объясняются его ошибки. После полного понимания для копирования предлагается сложный треугольник.

    Тест рисования часов (+интерпретация)

    И.: «А теперь точно так же переверни к себе эту фигурку».

             НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ          ДАЛЕЕ —>

Тест Вартегга: инструкция и интерпретация рисунков в квадратах

Тест Вартегга состоит из 8 квадратов, в каждом из которых есть какая-то фигура.  Этот тест относится к проективным рисуночным методикам, позволяющим узнать характер человека.

Тест Вартегга помогает узнать: самооценку человека, социальные навыки, его амбиции, внутреннюю устойчивость, отношение к страхам и многое другое.

В статье мы расскажем все про тест Вартегга,  поможем разобраться с интерпретацией рисунков в каждом квадрате.

Тест рисования часов (+интерпретация)

Тест Вартегга: описание

Автором этой методики является Эрик Вартегг. Это психолог из Германии.  Он придумал этот тест в начале прошлого столетия, а опубликовал лишь в 1963 году.  В России этот тест появился благодаря В.Калиненко. Он в 2004 году опубликовал эту методику в своей книге «Рисуночный тест Вартегга».  Именно по этой причине методика больше распространены в странах Европы.

Что представляет собой тест?  Это бланк с восьмью квадратами. В каждом квадрате изображена какая-либо незначительная деталь, линия.

Инструкция

Вы должны заполните все квадраты рисунками, используя имеющиеся там детали.  При этом вы можете рисовать не последовательно, а так как считаете нужным. Также нет ограничений в выборе цветовой гаммы: можно рисовать как простым карандашом, ручкой, так и разноцветными карандашами, фломастерами.

После того, как заполните все клетки, подпишите их  в той последовательности, в которой их заполняли, а также напишите, что нарисовано.

Важно! Интерпретацию прочитайте только после того, как сами заполните квадраты рисунками.

Интерпретация

Квадрат 1

Тест рисования часов (+интерпретация)

В этом квадрате мы с вами видим точку.  Она помогает найти себя, разобраться с отношением к себе, со своей самооценкой, отображает нашу эго-концепцию, начало чего-либо.

Если в этом квадрате мы встречаем две точки, то  можно говорить о созависимости автора. То есть, человеку нужен кто-то, кто находился бы постоянно рядом.

Также часто здесь рисуют мишень, глаза, паутинки.

Квадрат 2

Тест рисования часов (+интерпретация)

Здесь мы видим с вами волнистую линию. Некий зародыш. Он помогает нам посмотреть  на наши отношения  с окружающим миром. Также увидим, является ли окружающий мир агрессивной средой для этого человека или, наоборот, способствующий его развитию. Здесь мы говорим о:

  • Сопричастности между другими людьми;
  • Контактности;
  • Социальном аспекте личности;
  • Эмоциональности;
  • Умение сопереживать.

 Часто в этом квадрате  рисуют волны моря, бровь, часть носа, плечо.

Квадрат 3

Тест рисования часов (+интерпретация)

Если мы посмотрим на  этот квадрат, то увидим три возрастающих вверх  линии. Это амбиции, мотивация для достижения цели, карьерные планы, настойчивость, творческая динамика  нахождения человеком своего места в жизни, также использование своего интеллектуального потенциала.

В этом квадрате чаще всего рисуют схему, лестницу, столбы.

Квадрат 4

Тест рисования часов (+интерпретация)

Четвертая клетка теста выражена в черном маленьком квадрате. Здесь мы говорим о:

  • Работе со страхами;
  • Бессознательном чувстве вины либо стыда.

Качество тяжести, качество темноты, которые находятся в этом квадрате – это и угроза, и самоотчуждение.

Часто здесь рисуют домики, телефон с кнопками, гримасы, робота.

Квадрат 5

Тест рисования часов (+интерпретация)

Это две перпендикулярные линии. Можно говорить о сопротивлении. Этот квадрат дает импульс преодолевать препятствия, мотивацию.

Часто здесь рисуется швабра, узоры, кинжалы, ножи, грабли т .д.

Квадрат 6

Этот квадрат показывает нам две линии: одну горизонтальную, другую вертикальную.  Они не связаны между собой. Это некоторые противоположные начала, которые ищут пересечение друг с другом. То есть, стремление человека к интеграции. Сюда же входят:

  • семейные отношения,
  • мышление человека,
  • качество связанности или разъединения.

Часто здесь бывают нарисованы предметы мебели, геометрические фигуры, автомобили.

Квадрат 7

Тест рисования часов (+интерпретация)

В седьмом квадрате находится пунктирный полукруг. Обозначает:

  • качества гибкости,
  • опыт наших переживаний,
  • эмоциональная сфера,
  • насколько человек чувствительный,
  • эротика и сексуальность,
  • порог возбудимости человека.

Чаще всего здесь рисуют цветы, солнце, разные узоры, следы на снегу.

Квадрат 8

Тест рисования часов (+интерпретация)

Мы видим большую дугу.  Это укрытие, защита человека. То есть, здесь мы уже говорим о чувстве безопасности и о его проявлении:

  • Потребность в защите,
  • Зрелость или инфальтивность.

Испытуемые часто рисуют в этом квадрате зонтик, черепашку, мосты, солнце.

Особенности теста Вартегга

Нажим

Узнать уровень нажима очень просто: переверните лист и посмотрите,  в каком из квадратов больше всего выступают линии. Чем больше нажим, тем сильнее напряжение у обследуемого при его рисовании.

  • Сильный нажим – проблема, но решимая.
  • Есть не очень сильный нажим, то человек не уверен в себе, слаб и подавлен.  

Расположение рисунка

Характеристика Интерпретация
Наверху квадрата Слишком уверенный в себе человек, который преувеличивает свои возможности
Снизу Обследуемый не уверен в себе, недооценивает свои способности
Справа или слева Человек ждет поддержки
В центре Хорошая самооценка, уверенность в себе

Преобладающие штрихи

Характеристика Интерпретация
Горизонтальные Слабый человек
Вертикальные Решительный
Штриховка Чувство тревоги

Размеры рисунков

  • Если рисунки в квадратах слишком большие, то это может говорить о демонстративности, излишней эмоциональности человека.
  • Если рисунки в квадратах маленькие, то это указывает на подавленность и скромность испытуемого. 
Читайте также:  Феварин: инструкция по применению, аналоги, цена

Отношение рисунков к исходным деталям

Характеристика Интерпретация
Не связан с исходными деталями Человек концентрирует внимание только на себе
Исходные детали не полностью учтены Обследуемый довольно изобретательный
Полностью учтены Концентрация на важном
Исходные детали гармонично смотрятся с рисунком Творческая личность

Анализ рисунков от эксперта

Лариса Дрыгваль – психолог, кандидат психологических наук, дипломированный графолог. Проводит индивидуальные консультации для тех, кто занимается духовным развитием своего потенциала и самопознанием.

Анализ рисунка женщины 31 года

Анализ начинается с 2:38 мин.

Анализ рисунка женщины 52 лет

Анализ рисунка женщины 37 лет

Заключение

Тест Вартегга хотя и не так много используется в практике российских психологов, но он очень точно определяет психическое состояние человека. Мы не рекомендуем ставить диагноз самостоятельно, лишь специалисты могут точно интерпретировать рисунки, проанализировать характеристики личности и сделать вывод.

Мы также рекомендуем прочитать наши статьи про другие проективные методики, которые также помогают понять характер человека по его рисункам:

Тест рисования часов

  • Пациенту
    дают карандаш и чистый лист
    бумаги и предлагают изобразить круглые
    часы, циферблат с правильно расположенными
    цифрами и нарисовать стрелки
    таким образом, чтобы часы по­казывали
    определенное психологом время (например,
    без пятнадцати два). Оценка проводится
    по 10-балльной формализо­ванной
    шкале:
  • 10
    баллов – норма (варианты нормы). Нарисованы
    круг­лые часы, цифры в правильных
    местах, стрелки
    показывают заданное время;
  • 9
    баллов — незначительные неточ­ности
    в расположении стрелок;
  • 8
    баллов — более заметные ошибки в
    расположении стрелок;
  • 7
    баллов — стрелки показывают со­вершенно
    неправильное время;
  • 6
    баллов — стрелки не выполняют свою
    функцию (например, нужное вре­мя
    обведено кружком или обозначено другими
    знаками);
  • 5
    баллов — неправильное расположе­ние
    чисел на циферблате: они следуют в
    обратном
    порядке или расстояние меж­ду
    числами неодинаковое;
  • 4
    балла — утрачена целостность ча­сов,
    часть чисел отсутствует или распо­ложена
    вне круга;
  • 3
    балла — числа и циферблат более не
    связаны друг с другом;
  • 2
    балла — деятельность больного показывает,
    что он пытается выполнить инструкцию,
    но безуспешно;
  • 1
    балл — больной не делает попыток
    выполнить
    инструкцию.
  • Результат
    теста менее 10 баллов сви­детельствует
    о возможном наличии ког­нитивных
    расстройств.

При
неправильно выполненном са­мостоятельном
рисунке психолог дает зада­ние
дорисовать стрелки на уже нарисо­ванном
циферблате с числами. При деменциях
лобного и подкоркового типа страдает
преимущественно самостоя­тельное
рисование, а при деменции альц-геймеровского
типа нарушается как самостоятельное
рисование, так и спо­собность
расположить стрелки на ци­ферблате
(зрительно-пространственные нарушения).

Тест
5 слов

Пациенту
предлагается прочитать и
запомнить 5 слов (кинотеатр, лимо­над,
кузнечик, блюдце, грузовик), напи­санных
крупным шрифтом в столбик на
листе формата А4. После четырех­кратного
чтения слов пациенту пред­лагают
найти в этом списке название здания,
название напитка и др.

Затем
исследуют непосредственное воспро­изведение.
Если пациент затрудняется вспомнить
слово, дается категориаль­ная
подсказка (например, «А какой был
напиток?»).
После интерферирующего задания
(обычно тест рисования ча­сов)
исследуют отсроченное воспро­изведение.

Результат складывается из
суммы самостоятельных ответов и ответов
после категориальных подска­зок.
Максимальный результат: 5+5=10 баллов.
Данная методика является высокоспецифичной
при дифферен­циальной
диагностике болезни Альцгеймера
и сосудистых когнитивных расстройств.

Если пациент после кате­гориальной
подсказки так и не вспо­минает слово
— это признак дефекта первичного
запоминания, то есть болезни Альцгеймера.

Повторение цифр в прямом и обратном порядке

Пациента
просят повторять за психологом цифровой
ряд, начиная с двух цифр: 25, 582, 6439,
75 831, 586 924. Оцениваются внима­ние
и кратковременная память. После этого
исследуется воспроизведение в об­ратном
порядке (т. е. необходимо повто­рять
цифры с конца ряда): 25 — пациент повторяет
«52», 397 — повторяет «793» и так далее.

Нарушение
повторения цифр в об­ратном
порядке свидетельствует о дис­функции
лобных долей, что характерно для
сосудистых когнитивных нарушений.

Использование
методов нейропсихологического
тестирования с целью оцен­ки
состояния когнитивных функций, наряду с оценкой двигатель­ной,
координаторной, чувствительной,
вегетативной и других функций должно
в
обязательном порядке входить в алго­ритм
обследования пациентов с пораже­нием
головного мозга различной этио­логии,
в первую очередь сосудистой. Хотя в
большинстве случаев результаты тес­тов
отражают ту или иную стадию ког­нитивного
дефицита, это не является аб­солютной
закономерностью, и получен­ные цифровые
показатели следует оце­нивать в
комплексе с другими вышеиз­ложенными
критериями.

Таким
образом, своевременное выяв­ление
и анализ когнитивных нарушений при
цереброваскулярной патологии пред­ставляют
собой важнейшую задачу как на
амбулаторно-поликлиническом, так и на
стационарном уровне. В связи с
отно­сительной
простотой и доступностью скрининговых
методов нейропсихологической диагностики они должны быть обязательными при

обследовании
больных не только с признаками
сосудистого поражения го­ловного
мозга, но и имеющих факторы риска
развития когнитивных нарушений, особенно
у лиц старого и пожилого возраста.

Тест "Дом-дерево-человек"

Это тест разработал американский психолог Дж. Бак. Относится он к типу графических тестов из разряда проективных методик психологической диагностики.

А если на доступном человеческом языке, то, рисуя, Вы проецируете на листе бумаги себя и свое бессознательное.

Так, а теперь рисуйте на белом листе А4:

дом-дерево-человек.

Ничего дополнительного в задании не будет.

Нарисуйте сначала, а потом почитаете о том, что это и с чем это есть. А в самом конце будет интерпретация.

Первым делом скажу, что проективные методики, это один из способов увидеть проблему или проблемы, с которыми можно в дальнейшем работать, т.е. провести нормальную психологическую диагностику, составить план работы и т.д и т.п.

Проблемы или особенности личности, которые могут показать проективные тесты, в том числе и графические, не всегда имеют место быть. По этому, такие тесты представляют собой «лупу», а абстрактно-логические — микроскоп. Это я говорю для того, чтоб особо не радовались, не паниковали и не брали все за чистую монету.

Теперь о том, чего нельзя делать:

  • диагностировать самого себя
  • пытаться нарисовать или интерпретировать на пьяную голову

Стоит учесть, что Вы нарисуете разные изображения в зависимости от многих внутренних и внешних факторов: плохое самочувствие, злость, только что вкусно поели, эйфория влюбленности, работа перфоратора за стеной и т.д.- все это отразится в таком тесте.

Еще одной особенностью этого теста является то, что людей, получающих или получивших художественное образование, бесполезно диагностировать графическими методами. Потому, что все будет нарисовано по всем художественным законам.

Итак, начинаем интерпретировать:

Я не буду давать вам детальный ключ, я объясню, как быстро и просто самому оценить рисунок.

1. Положение на листе

Благодаря письменности, слева на право и сверху вниз, в нас закладывается ощущение времени. На рисунке левый и верхний края — это прошлое, нижний и правый — будущее, стремление к нему. И смещение к этим краям Вам уже говорит о внутренней тенденции, т.е. зацикленность на прошлом или стремление вперед.

К примеру, в детстве было хорошо, а сейчас плохо и будущее не сулит ничего хорошего. Или наоборот.

Положения рисунка на краю говорит, о том, что нет чувства безопасности, это как стоять над обрывом. С другой стороны, положение в центре, далеко от краев, говорит об отсутствии защищенности, потребность в защите и контроле… отойду ка я от края подальше, возле него страшно.

Еще правый край отвечает за интеллект, а левый — за эмоции. Вы догадались, куда сместятся самоуверенные умники?

  • Верхний край так же отвечает за мечты.
  • Если на рисунок «вид снизу», то испытуемых жаждет «идеального», это идеальное может казаться ему недостижимым.
  • «Вид сверху» может говорить о проблемах, конфликте.
  • Если появляется лишняя перспектива, например видны 4 стены дома из всех 4х — это центризм, зацикленность на внимании, мнении окружающих.
  • Если нарисовано далеко, то это говорит о чувстве отверженности ил не желание сближаться с кем бы то ни было, а вблизи — открытость, доступность и доброта.

Большой рисунок — экспансивность, склонность к тщеславию, высокомерию. Рисунок на весь лист — компенсаторное превознесение себя в воображении.

Маленькие фигуры — тревога, эмоциональная зависимость, чувства дискомфорта и скованности.

Недостаток симметрии — незащищенность.

2. Линии

  1. Тут все просто, слабое нажатие (неуверенность, скованность); нормальное нажатие; сильное нажатие (проблемы, чувство давления, настойчивость, агрессия); и множественные (волосатые), эскизные линии (неустойчивость, отсутствие внутренней позиции).

  2. Изменчивый нажим — эмоциональная нестабильность .
  3. Линии на разных объектах могут отличаться и это тоже будет иметь значение, в зависимости от того, какое значение этот объект несет.

Слишком прямые линии — слишком прямой человек, регидный.

Мало изогнутых линий, много острых углов — агрессивность, плохая адаптация.

  • Слишком «кудрявые» — недостаточная личная позиция, неуверенность или женственность.
  • Разрывы линий, стертые детали, пропуски, акцентирование, штриховка — конфликт.
  • Короткие штрихи — импульсивность или тревожность.
  • Ритмичная штриховка — чувствительность, сочувствие, раскованность.
  • Горизонтальные штрихи — подчеркивание воображения, женственность, слабость.
  • Вертикальные штрихи — упрямство, настойчивость, решительность, гиперактивность.
  • Штриховка справа налево — интраверсия, изоляция.
  • Штриховка слева направо — наличие мотивации.
  • 3. Дом
Читайте также:  Массаж при шейном остеохондрозе (+видео)

Дом — символизирует семью, домашний очаг, а так же внутренний мир.

Первое, на что я обращаю внимание — это «фундамент«, который говорит об устойчивости или ее отсутствии, тревожности, уверенности. Под фундаментом я подразумеваю то, на сколько дом устойчиво стоит.

Дом должен быть достроенным, если чего-то в нем не хватает, то думайте о проблемах, например во взаимоотношениях с людьми.

Если внешняя линя дома ярче внутренних деталей, что это желание сохранить все как есть. Если яркость разных внешних линий разная, оценивайте их по принципу: композиции на листе, право-лево, верх-низ + сила нажатии линии.

Двери и окна — это контакт с окружающим миром. И их количество говорит о стремлениях к этому контакту или его ощущении. Отсутствие тоже красноречиво, вплоть до агрессии.

  1. Наличие задней двери — возможность отступить, неприступность и отчужденность, а так же неприятие сложившейся ситуации.
  2. Размер дверей говорит о взаимодействие с социумом: решительность, коммуникабельность, уверенности в себе, готовности впустить в свою душу.
  3. Замок говорит сам за себя, к тому же, он может быть признаком агрессии.
  4. Занавески на окнах и ставнях — это потребность скрывать свой внутренний мир.
  5. Форточка — потребность в контроле.
  6. Если дом 2х-этажный и выше, и при этом окон нет только на первом этаже, то это оторванность от реальности, одни мечты.

Крыша — сфера фантазий, чем больше крыша или ее деталей, тем больше мечтаний, фиксированности на них. Плоская — отсутствие воображение, может быть эмоциональная заторможенность. Если крыша с домом плохо сочетаются, то ото говорит о плохой самоорганизованности.

Труба на крыше говорит о тепле, уюте, интимности или потребности в этом.

Дым- недостаток эмоциональной теплоты или внутреннее напряжение.

Комната вместо дома — может нести как положительный, так и отрицательный характер. Огромное значение имеет функционал комнаты: санитарный, социальный и т.д.

4. Человек

Вообще, есть отдельный тест «нарисуй человека», который указывает ни только на внутренний мир, но и на умственное развитие.

  • Размер — чувство приспособленности и значимости.
  • Голова — сфера интеллекта и отношения к нему.
  • Если нарисовано несколько «гендерных» людей, то размер головы указывает степень важности пола.

Нечетко нарисованная голова — робость и неуверенность. Увеличенная яркость линий — акцентирование на значение интеллекта.

Туловище — мужественность и озабоченность телесными ощущениями. Если оно слишком большое, то это говорит об осознании проблем и неудовлетворенности. Если слишком маленькое, то это обозначение своей незначительности или униженности.

Плечи символизируют силу и власть.

Шея — связь между телом и головой. Ее подчеркивание говорит о потребности контроля. Длина и толщина — о силе связи между головой и телом. Размер головы и тела расскажут, кто кого контролирует.

Лицо — это сенсорный контакт.

Подчеркнуты черты — озабоченность внешностью и отношениями с другими.

Выражение подобострастности — незащищенность. «Маска» — осторожность, скрытность и отчужденность.

  1. Подбородок — доминирование.
  2. Уши — умение или желание слушать.
  3. Глаза: закрыты или спрятаны — «не хочу ничего знать»; выпучены или подведенные — грубость; маленькие — погруженность в себя; ресницы — кокетливость, стремление показать себя.

Рот и его размеры — общение. Сильно обведен — незрелость. Рот клоуна — вынужденность быть приветливым. Размер губ говорит о женственности. Зубы — агрессия.

Нос — агрессивность и ироничность. Ноздри — агрессия.

Волосы — храбрость, сила, зрелость. Жестко заштрихованы — тревога, связанная с мышлением или воображением; не заштрихованы совсем, обрамляют как шлем — враждебность.

Руки и ноги — символизируют способность изменять или контролировать окружающий мир.

Сужающиеся конечности — женственность. Большие — грубость. Чрезмерность — попытка компенсировать неудовлетворенность (кто про что, а вшивые про баню).

  • Руки — способность что-то достать, взять. Физическая сила, амбиции, храбрость, независимость,
  • Разведенные руки — стремление к любви, привязанности.
  • Скрещенные — мнительность.
  • За спиной — не желание уступать.
  • В карманах или за спиной — чувство вины, неуверенность, попытка контролировать агрессию.
  • Гибкие — социальная адаптированность.
  • Прижатые к телу — неповоротливость, регидность, напряжение, трудности в общении, страх агрессии.
  • Отсутствуют — беспомощность, при высоком интеллекте — неадекватность.
  • Отсутствуют у женской фигуры — нелюбящая мать.
  • Рука — боксерская перчатка, без пальцев — вытесненная агрессия.
  • Кулаки — протест.

Пальцы и ногти — символ агрессии. Не хватает пальцев — бессилие.

Ноги — независимость и устойчивость.

Широко расставлены — неподчинение, пренебрежение или незащищенность.

Ступни — подвижность в межперсональных отношениях. Ступни отсутствуют — замкнутость, робость, зависимость. Большие — потребность в мужественности или безопасности; демонстрация мужественности. Мелкие — скованность, зависимость, подавленные чувства.

5. Дерево

Дерево — символ стоящего человека; корни — коллектив, бессознательное; ствол — импульсы, инстинкты, примитивные стадии; ветви — пассивность или противостояние жизни.

Дерево на весь лист- хочет быть замеченным, рассчитывать на других, самоутверждаться, агрессия. Маленькое (особенно если близко к нижнему краю листа) — неуверенность в себе, зависимость.

  1. Наклонено влево — отсутствие равновесия из-за стремления к эмоциональному наслаждению, импульсивность или привязанность к прошлому и страх перед будущим.
  2. Наклонено вправо — отсутствие равновесия из-за страха перед открытым выражением сильных эмоций вместе с переоценкой интеллекта.
  3. Острая вершина – защищается от опасности, настоящей или мнимой или желание действовать на других, атакует или защищается, трудности в контактах или хочет компенсировать чувство неполноценности, стремление к власти или поиск безопасного убежища из-за чувства покинутости для твердого положения, потребность в нежности.
  4. Много деревьев — инфантильность.
  5. Мертвое — переживание физической неполноценности, психологической неадекватности, вины, пустоты.
  6. Яблоня — зависимость от родителей, часто изображается беременными или жаждущими ребенка женщинами.
  7. Корни прорисованные — любопытство.
  8. Корни в виде двух линий — рассудительность; различная форма этих корней может быть связана с желанием жить, подавлять или выражать некоторые тенденции в незнакомом кругу или близком окружении.
  9. Ствол.
  10. Подчеркнут — эмоциональная незрелость.
  11. Ствол расширяющийся книзу — стремление походить на одного из родителей, рефлексия неудач.

Прямые линии — находчивость, не задерживается на тревожном. Кривые — тревога.

  • Ствол сужается книзу — ощущение безопасности в социуме, но без ощущения опоры; изоляция и стремление укрепить свое «Я».
  • Ствол из одной линии — отказ реально смотреть на вещи.
  • Ствол оторван от земли — отсутствие связи с реальностью.
  • Ствол ограничен снизу — несчастность, потребность в поддержке.
  • Шрамы, дупло, сломанная ветвь — травма.
  • Заштрихованный — тревога, подозрительность, боязнь быть покинутым или агрессивность.
  • Крона.
  • Чрезмерно подчеркнута — эмоциональная заторможенность, низкие способности к рассуждению.
  • Круглая — эмоциональность, вплоть до экзальтированности.
  • Листва-сетка — ловкость в избегании проблемных ситуаций, уход от неприятных ощущений.
  • Листва из кривых линий – восприимчивость .
  • Закрытая листва – охрана своего внутреннего мира детским способом, возможна агрессия.
  • Листья-петельки – обаятельность.
  • Пальма – стремление к перемене мест.
  • Листва-узор – женственность, приветливость, обаяние.
  • Плакучая ива – недостаток энергии, стремление к твердой опоре и поиск позитивных контактов или возвращение к прошлому или трудности в принятии решений.
  • Зачернение – напряжение, тревожность.
  • Ветви опущены – потеря мужества, отказ от усилий.
  • Ветви вверх – энтузиазм, порыв, стремление к власти.
  • Ветви в разные стороны – поиск самоутверждения, контактов, суетливость, чувствительность к окружающему.
  • Ветви одной линией – бегство от неприятностей реальности.

6. Разное

  1. Земля.
  2. Одной чертой – сосредоточенность на цели, принятие некоторого порядка.
  3. Несколькими – создание и соблюдение своих собственных правил, потребность в идеале.
  4. Отсутствие — стресс или подверженность ему.
  5. Левый край выше правого — упадок сил, недостаточность стремлений.
  6. Правый край выше левого — энтузиазм.

  7. Солнце — авторитетное лицо.
  8. Облака — тревога.
  9. Тучи — опасения, депрессия.
  10. Забор — необходимость эмоциональной защиты.
  11. Оружие — агрессивность.

Думаю, Вам этого с избытком)) Но тем, кому хочется покопаться чуть глубже, даю ссылку на более подробный ключ: http://psy-clinic.info/index.php?id=221:tes..

Как расшифровать тест "Рисунок семьи"

Этот рисуночный тест можно проводить с детьми старше 5 лет. Основан этот тест на осознании того, что дети по-своему оценивают поведение родителей, взаимоотношения в семье и свое место в ней. Для многих родителей результаты этого теста могут оказаться весьма неожиданными, ибо взрослые и дети по-разному оценивают одно и то же.

Ребенку дают стандартный лист бумаги, набор цветных карандашей (простой карандаш лучше не давать) и просят: «Нарисуй, пожалуйста, свою семью». Недоуменные вопросы: «А кого это?», «А что это такое?», «Я не хочу» — говорят о том, что у ребенка еще не сформировалось понятие «семья», либо о наличии тревожности, связанной с семейными отношениями.

Читайте также:  Болезнь Паркинсона: симптомы, причины, последствия и прогноз жизни

В таких случаях можно попросить ребенка нарисовать семью зверушек.

Учитывайте следующие моменты:

• Отследите обычное настроение ребенка. Не следует давать это задание после семейных конфликтов, ссор, встрясок. Иначе вы получите ситуативный рисунок, соответствующий восприятию только в данный момент. • Не стойте над ребенком во время выполнения задания.

Информативно такой рисунок будет искажен вашим контролем. Лучше, если вы попросите провести этот тест кого-то из своих хороших знакомых.

• Не обсуждайте полученные результаты при ребенке — это тест для вас, для ваших раздумий и лучшего понимания эмоциональных проблем вашего ребенка.

  • • В ходе рисования обязательно отслеживайте порядок изображения персонажей и предметов (важно, кого он начал рисовать первым, последним, а не только то, как это выглядит на рисунке).
  • Правила интерпретации
  • Правило 1

В рисунке не может быть ничего случайного. Ведь ребенок рисует не предметы с натуры, а выражает свои эмоции и переживания по поводу близких ему людей и значимых предметов.

Оговорки типа: «А брата я просто забыл нарисовать» или «Сестра у меня не получилась» должны потерять для вас значение. Если кто-то из членов семьи на рисунке отсутствует, это может означать: 1.

Наличие бессознательных негативных чувств к этому человеку, которые ребенок, однако, воспринимает как запретные. Например, сильная ревность к младшему брату или сестре. Ребенок как бы рассуждает: «Я должен любит брата, а он меня раздражает, и это плохо.

Поэтому вообще ничего не нарисую». 2. Полное отсутствие эмоционального контакта с забытым на рисунке человеком. Этого человека как бы просто нет в эмоциональном мире ребенка.

Правило 2

Если на рисунке отсутствует сам автор, то вы можете строить гипотезы в двух направлениях: 1. Либо это трудности самовыражения в отношениях с близкими: «Меня здесь не замечают», «Мне трудно найти свое место». 2. Либо: «Я и не стремлюсь найти здесь свое место или способ выражения», «Мне и без них неплохо».

Правило 3

Размер изображенного персонажа или предмета выражает его субъективную значимость для ребенка, т.е. какое место отношения с этим персонажем или предметом занимают в данный момент в душе ребенка. Например, если на рисунке кошка или бабушка больше по линейным размерам мамы с папой, то значит, сейчас отношения с родителями стоят для ребенка на втором плане.

Правило 4

После того как ребенок закончит рисунок обязательно спросите его, «кто есть кто» на рисунке, даже если вам кажется, что вы и так все поняли. Это необходимо, так как даже если число персонажей равно числу членов семьи, кто-то из реальных членов семьи может отсутствовать, а вместо него может быть другой, вымышленный персонаж, например Дед Мороз или Фея.

Правило 5

Вымышленные персонажи символизируют собой неудовлетворенные потребности ребенка, он удовлетворяет их в своей фантазии, в воображаемых отношениях. Если вы встретились с таким персонажем, то подробно расспросите у ребенка о нем — так вы узнаете, чего ребенку не хватает в жизни.

Конечно, это не означает, что вы окажетесь в состоянии немедленно додать ребенку недостающее и что в неудовлетворенности его желаний виноваты именно вы. Например, образ феи может символизировать типично детскую потребность в беспрепятственном, беспрерывном, волшебном удовлетворении всех возникающих у него потребностей.

Невозможность такого удовлетворения ребенку еще предстоит для себя принять, чтобы научиться полагаться на собственный силы.

Правило 6

Внимательно рассмотрите, кто на листке расположен выше, а кто -ниже.

Наиболее высоко на рисунке расположен персонаж, обладающий, по мнению ребенка, наибольшей властью в семье, хотя он может быть и самым маленьким по линейному размеру. Ниже всех расположен тот, чья власть в семье минимальна.

Например, если на листе выше всех изображен телевизор или шестимесячная сестра, значит, в сознании ребенка именно они «управляют» остальными членами семьи.

Правило 7

Расстояние между персонажами (линейная дистанция) однозначно связано с дистанцией психологической. Иными словами, кто ребенку в психологическом отношении ближе всех, того он и изобразит ближе к себе. То же относится и к другим персонажам: кого ребенок воспринимает как близких между собой, тех он нарисует рядом друг с другом.

  1. Правило 8
  2. Если ребенок рисует себя очень маленьким в пространстве листа, то у него в данный момент низкая самооценка.
  3. Правило 9

Персонажи, непосредственно соприкасающиеся друг с другом на рисунке, например руками, пребывают в столь же тесном психологическом контакте. Персонажи, не соприкасающиеся друг с другом, таким контактом, по мнению ребенка, не обладают.

Правило 10

Персонаж или предмет, вызывающий у автора рисунка наибольшую тревожность, изображается либо усиленным нажимом карандаша, либо сильно заштрихован, либо его контур обведен несколько раз.

Но бывает и так, что такой персонаж обведен очень тоненькой дрожащей линией. Ребенок как бы не решается его изобразить.

Рекомендуем вам использовать для рисования карандаши (так лучше виден нажим), бумагу без линеек и клеток Правила интерпретации детских рисунков распространяются и на рисунки взрослых.

Правило 11

Голова — важная и самая ценная часть тела. Ум, смелость — в голове. Самым умным членом своей семьи ребенок считает того человека, кого он наделил самой большой головой.

Глаза- не только для рассматривания окружающего, глаза, с точки зрения ребенка, даны для того, чтобы ими плакать. Плач — это первый естественный способ выражения эмоций ребенка. Поэтому глаза — орган выражения печали и просьбы об эмоциональной поддержке.

Персонажи с большими расширенными глазами воспринимаются ребенком как тревожные, беспокойные, желающие, чтобы им помогли.

Правило 12

Уши — «орган» восприятия критики и любого мнения другого человека о себе. Персонажи с самыми большими ушами должны больше всех слушаться окружающих. Персонаж, изображенный вообще без ушей, никого не слушает, игнорирует все, что о нем говорят.

Правило 13

Зачем человеку рот? Чтобы есть и говорить? И только? Еще для того, чтобы выражать агрессию: кричать, кусаться, ругаться, обижаться. Поэтому рот — это еще и «орган» нападения.

Персонаж с большим или заштрихованным ртом воспринимается как источник угрозы (необязательно только через крик).

Если рта либо вообще нет, либо он изображен точечкой или черточкой — это значит, что он скрывает свои чувства, не может словами их выразить или влиять на других.

Правило 14

Шея — символизирует способность к рациональному самоконтролю головы над чувствами. Тот персонаж, у которого она есть, способен управлять своими чувствами. Если на рисунке у ребенка отсутствует шея, то ему кажется, что взрослые требуют от него большей способности держать себя в руках, сдерживать эмоции.

А вот у взрослых персонажей шея чаще всего есть — им можно не сдерживать себя, они могут делать, что хотят, они, по мнению ребенка, уже воспитанны.

Думающий так ребенок хочет поскорее повзрослеть, для него характерны необузданные поступки именного тогда, когда он решит, что уже стал взрослым (кризисные периоды).

Правило 15

Функция рук- цепляться, присоединяться, взаимодействовать с окружающими людьми и предметами, т.е. быть способным что-то делать, менять.

Чем больше пальцев на руках, тем больше ребенок ощущает способность персонажа быть сильным, могущим что-либо сделать (если на левой руке — в сфере общения с близкими, в семье, если на правой — в мире за пределами семьи, в детском саду, дворе, школе и др.

); если пальцев меньше, то ребенок ощущает внутреннюю слабость, неспособность действовать. Чем более значительным и могущественным ребенок воспринимает персонаж, тем больше у него руки.

Правило 16

Ноги — для ходьбы, передвижений в расширяющемся жизненном пространстве, они для опоры в реальности и для свободы передвижений. Чем больше площадь опоры у ног, тем тверже и уверенней персонаж стоит на земле.

Правая нога символизирует опору во внесемейной реальности, а левая — в мире близких эмоциональных контактов. Ноги «повисшие в воздухе», по мнению ребенка, не имеют самостоятельной опоры в жизни.

Если персонажи изображены в один ряд, то мысленно проведите горизонтальную линию по самой нижней точке ног. И вы увидите у кого опора тверже.

Правило 17

Солнце на рисунке — символ защиты и тепла, источник энергии. Люди и предметы между ребенком и Солнцем — это то, что мешает ему ощущать себя защищенным, пользоваться энергией и теплом.

Изображение большого числа мелких предметов — фиксация на правилах, порядке, склонность к сдерживанию в себе эмоций.

Изображение большого числа закрытых деталей (шкафы, пуговицы, окна) символизирует для ребенка запреты, тайны, до которых он не допускается.

Правил, приведенных известным психологом В.К.Лосевой, которые рекомендуются для интерпретаций рисунка семьи, достаточно для того, чтобы вы могли открыть для себя неожиданные стороны жизни вашей семьи, замечаемые вашим ребенком.

Источник: www.iknowit.ru

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *