Нарушения речи у детей и взрослых: полный список

Нарушение речи — это распространенное на сегодняшний день явление среди детей и взрослых. В любых своих проявлениях оно осложняет жизнь человека, создавая трудности от психологического дискомфорта при общении до серьезных ограничений в социальной адаптации.

Какие речевые нарушения встречаются у детей и взрослых, причины и условия их возникновения, методы коррекции и предупреждение — об этом и поговорим.

Но сначала дадим определение этому явлению.

Что такое нарушение речи

Нарушения речи у детей и взрослых: полный список

  • Нарушение речи — это обобщенное понятие любого отклонения от нормы речевой деятельности человека.
  • Проявления его самые разные — неправильная артикуляция, неверное слуховое восприятие речи, искажение ее ритмичности, а также полное или частичное отсутствие вследствие тяжелых нарушений деятельности центральной нервной системы.
  • Отсутствие свободы в общении, помехи при адаптации в социуме и разного рода психологические проблемы — результат неполадок и проблем в речевой сфере.
  • Специальная наука, изучающая дефекты речи, способы их предупреждения и коррекции, — это логопедия.
  • Вот как она классифицирует нарушения речевой функции.

Современная классификация речевых нарушений

Различают две типологии речевых нарушений, построенных по разным признакам: клинико-педагогическая и психолого-педагогическая.

Нарушения речи у детей и взрослых: полный список

Клинико-педагогическая классификация

  1. Согласно клинико-педагогической классификации речевые нарушения группируются по характеру их проявления, по причине возникновения, а также подразделяются для устной речи и письменной.

  2. Краткая характеристика их основных видов приведена в таблице:
  3. Нарушения речи у детей и взрослых: полный списокНарушения речи у детей и взрослых: полный список

Психолого-педагогическая классификация

Психолого-педагогическая классификация построена для организации действенной работы по коррекции дефектов речи.

Ее основными звеньями являются:

  • ОНР — так называется в специальной психологии общее недоразвитие речи — ее расстройство при полноценном слухе и интеллекте

Нарушения речи у детей и взрослых: полный список

  • ФФНР — фонетико-фонематическое недоразвитие — нарушенное звукопроизношение при нормальном слухе и умственных способностях

Нарушения речи у детей и взрослых: полный список

  • нарушенная коммуникация — заикание

Нарушения речи у детей и взрослых: полный список

При патологиях речевой деятельности, слуха и нарушенном интеллекте имеет место «системное недоразвитие речи», сопровождающее такие заболевания как ДЦП, синдром Дауна и др.

Расстройства речи, как результат сбоя в работе организма в целом, являются предметом изучения и воздействия не только в логопедии, но и в психологии, неврологии, хирургии.

Каковы же причины, по которым нарушается слаженная деятельность организма и возникают речевые патологии?

Причины и виды расстройств речи

Причины первичных речевых отклонений у дошкольников достаточно разнообразны.

Среди них:

  • внутриутробные патологии, травмы и перенесенные инфекционные болезни во время беременности;
  • травмы во время родов, асфиксия, недоношенность;
  • генетическая предрасположенность, когда случаи нарушения речи есть в семье;
  • серьезные заболевания первых лет жизни, например, менингит, воспалительные процессы, приводящие к снижению или потере слуха, травмы;
  • неблагоприятная атмосфера в семье, когда ребенок лишен заботы и любви; отсутствие или ограниченность эмоционального и речевого общения; педагогическая запущенность;
  • врожденные или приобретенные дефекты органов артикуляции.

Нарушения речи у детей и взрослых: полный список

Причинами возникновения отклонений речи у взрослых являются тяжелые болезни, стрессы, а также речевые дефекты, оставшиеся с детских лет.

Речевые нарушения бывают двух видов:

  • органические, которые возникают вследствие поражения органов, например, при черепно-мозговых травмах;
  • функциональные, когда нарушается функция речи, например, при психоэмоциональных перегрузках.

Механизм расстройства речевой деятельности — это сложный процесс.

Поэтому при диагностике тщательно изучаются причины возникновения дефектов, определяется их вид и степень тяжести на основании существующих классификаций, проводится обследование всех сторон речи, чтобы поставить точный диагноз и назначить лечение. Одновременно выясняется необходимость в специальном обучении дошкольников с тяжелыми нарушениями речевой деятельности.

Лечение и коррекция речевых нарушений

Речевые патологии, кроме медикаментозного лечения, необходимого при тяжелых формах, эффективно корректируются логопедическими упражнениями, массажем, дыхательной гимнастикой, иглоукалыванием, физиопроцедурами, использованием методик для восстановления психоэмоционального состояния.

Нарушения речи у детей и взрослых: полный список

Значительная роль в реабилитации больных с нарушениями речи отведена логопедическим методам коррекции.

Это:

Нарушения речи. Виды и причины нарушений речи. Коррекция в СПб

Что мы понимаем под нарушением речи? Вопрос требует размышлений, потому что не так уж просто определиться, что считать речью и в каком возрасте речь должна сформироваться у ребенка.

Ученые, занимающиеся изучением коммуникаций, пришли к выводу, что общаться между собой могут многие животные. Свой язык есть у дельфинов, собак, приматов. Но речь как средство вербальной коммуникации доступна только человеку.

Конечно, при условии, что он привык общаться с самых ранних лет.

Чтобы у вас не вырос Маугли, помогайте вашему ребенку развивать речь!
Нужно ли бить тревогу, если ребенок в 2 года не может построить связное предложение или это нормально для его возраста? Но ведь ваши родители вам рассказывают, что вы-то в его годы… Да и сын подруги уже без устали целыми днями болтает с родителями.

Как понять, где индивидуальные нормы, а где отклонения и нарушения развития речи? Об этом мы расскажем ниже.

Этапы развития и формирования речи у ребенка

Умения и склонности нормально развивающегося ребенка напрямую зависят от его возраста. Но даже у грудничка специалисты способны по некоторым признакам предсказать нарушения речи в будущем. Если моторное развитие в первый год жизни отстает от нормы, это возможный признак, что речь и психическое развитие тоже станут отставать.

Хотим также заметить, что нормы развития были установлены в советские времена и были довольно строгими. Сейчас, к сожалению, очень многие современные дети им не соответствуют. Дети нового поколения говорят меньше, их речь развивается дольше. Причины тому — глобальная «гаджетизация» и переход людей к виртуальным способам общения.

Возраст Навыки
 до 6 месяцев
  • улыбки, смех, гуление, привлечение внимания к себе звуками;
  • реагирование на просьбы и требования;
  • реакция на музыку
 6-9 месяцев
  • отдельные слоги: «ма», «ба», «да»
  • понимание простой речи, обращенной к ребенку
  • появление указательного жеста
 9 месяцев-1 год
  • жестикуляция в ответ на приветствия и прощания, умение помахать рукой;
  • лепетание слов, состоящих из повторяющихся одинаковых слогов (хотя бы и без понимания значений этих слов, но уже с выраженной артикуляцией) — «мама», «папа», «баба»;
  • первые слова;
 1-1.5 года
  • расширение активного словарного запаса;
  • первые словосочетания (которые еще не всегда можно понять)
 1.5-2 года
  • простейшие реплики из 2-3 слов (“Мама, дай!”)
  • к 2 годам речь является основным средством общения со взрослыми
 2-3 года
  • «контекстная речь»;
  • разговорные фразы с применением грамматических правил и всех частей речи (хотя возможны ошибки в согласованиях падежей, родов и лиц — «я спим»)
  • Словарный запас достигает 1200-1300 слов
  • К 3 годам речь речь служит основным средством общения не только со взрослыми, но и с детьми
 3-5 лет
  • словотворчество;
  • понимание морфем (приставки, суффиксы);
  • длинные тирады
  • К 5 годам — четкое произношение всех букв и слов, составление длинных предложений

Специалисты рекомендуют регулярно обследоваться, чтобы как можно раньше выявить отставание, если оно есть. Один ребёнок — из числа тех, кто «медленно запрягает, да быстро мчит».

Он начнёт говорить позже, но за месяц догонит и перегонит сверстников. Тогда считайте, что вам повезло.

Но у другого малыша за затянувшимся молчанием могут скрываться такие мрачные диагнозы, как расстройство аутистического спектра, алалия и другие. И очень важно их не пропустить и вовремя начать коррекцию.

Если у вас есть сомнения, укладываются ли в нормы темпы развития вашего ребенка, лучше посетить специалистов. Вдруг у него общее нарушение речи (общее недоразвитие речи — ОНР) или задержка речевого развития (ЗРР)?

Ребенку с тяжелыми нарушениями речи часто непросто воспринимать окружающий мир позитивно. Он растет угрюмым букой, обидчивым и агрессивным, чувствует неуверенность в себе, а с возрастом начинает ощущать и свою неполноценность.

Подробнее о симптомах и степенях недоразвития речи можно прочесть здесь.

Проведите консультацию у специалистов! Как небольшие, так и более существенные речевые отклонения обычно выявляются в первые несколько лет жизни в результате комплексной диагностики.

Сферы и области ответственности специалистов центра «Эмбер» по речевым проблемам распределяются так:

  • Логопед:
    Консультирует с 1,5 лет, проводит занятия с 2 лет. На консультации ставит итоговый диагноз, если это болезнь, направляет к неврологу при подозрениях на нарушения соответствующего характера;
  • Педагог-дефектолог:
    работает с неговорящими детьми; при задержках психоречевого развития и доречевых болезнях (алалии, расстройства аутистического спектра) помогает “запустить” речь и развить остальные познавательные функции до уровня возрастной нормы.

Речь прежде всего идет о маленьких детях. Случаются также нарушения речи у взрослых — из-за травмы головного мозга или перенесенного инсульта. Их коррекцией занимаются логопеды-афазиологи. Иногда нарушение речи у школьников и взрослых людей остается от запущенных/недолеченных в детстве дефектов произношения.

Виды нарушений речи у детей и взрослых

В логопедии принято несколько основных типизаций — по похожим проявлениям и источникам. Это помогает понять, в каком направлении искать источник проблемы и пути коррекции нарушения речи.
Клинико-педагогическая классификация

  • Нарушения ритма и темпа:
    • Заикание (отклонение, известное с незапамятных времен. По свидетельству историков, древнегреческий оратор Демосфен когда-то страдал заиканием, но упорно тренировался в произнесении речей, набивая рот мелкой галькой. Научившись четко говорить с камнями во рту, он развил великолепную артикуляцию и уверенность в себе, избавившись тем самым от недуга. Логопеды до сих пор практикуют данный метод коррекции нарушений речи).
    • Дислалия (в устной речи ребенок неверно произносит или искажает отдельные звуки).
    • Дизартрия (органы артикуляции (губы, язык) имеют критические ограничения подвижности).
    • Ринолалия (снижено резонирование в носовой полости).
    • Прочие расстройства артикуляции: полтерн, тахилалия, брадилалия.
  • Специфические расстройства речи у детей. Клинические рекомендации

    • Речевые расстройства
    • Специфические расстройства речевого развития
    • Афазия
    • Алалия
    • Апраксия
    • Дислалия
    • Дизартрия
    • Мутизм
    • Критерии диагностики
    • Лечение и профилактика
    • Транскраниальная микрополяризация
    • БДУ — без дополнительных уточнений
    • СРРР — специфические расстройства речевого развития
    • ТКМП — транскраниальная микрополяризация
    • ЦНС — центральная нервная система
    • ЭЭГ — электроэнцефалограмма
    • SLI (specific language impairment) — специфическое нарушение речи

    Термины и определения

    1. Алалия — отсутствие (или дефект) активной речи или ее восприятия у детей при нормальном слухе и интеллекте, обусловленное недоразвитием речевых областей больших полушарий головного мозга или их поражением во внутриутробном либо раннем постнатальном периоде.

    2. Апраксия – нарушение сложных форм произвольного целенаправленного действия при сохранности составляющих его элементарных движений, силы, точности и координации движений.

    3. Артикуляция – работа органов речи, совершаемая при произнесении того или иного звука; степень отчетливости произношения.
    4. Афазия — расстройство речи, состоящее в утрате способности пользоваться фразами и словами как средством выражения мыслей.

    5. Дизартрия — нарушение произношения вследствие нарушения иннервации речевого аппарата и ограниченной подвижности органов речи.
    6. Дислалия — нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации артикуляционного аппарата.

    7. Дисфазия — общее название нарушений речи любого происхождения.
    8. Мутизм— нарушение волевой сферы, проявляющееся отсутствием ответной и спонтанной речи при сохранении способности разговаривать и понимать обращенную к больному речь.

    1. Краткая информация

    1.1 Определение

    Специфические расстройства развития речи (specific language impairment (SLI)) характеризуются первичными нарушениями развития речи, при которых ребенок имеет соответствующий возрасту интеллект, нормальный слух и нормальные условия для овладения речью, задержка в развитии или повреждение проявляются без предшествующего периода нормального развития.

    Речевое развитие нарушено на ранних этапах без предшествующего периода нормального развития и не является следствием черепно-мозговой травмы или нейроинфекции.

    Данное расстройство характеризуется постоянным течением без ремиссий или рецидивов. В эту категорию не входят дизартрия, ринолалия, афазия, речевые нарушения, обусловленные нарушением слуха, умственной отсталостью, аутиз­мом, эпилепсией.

    Синоним: «дисфазия развития» (developmental dysphasia) [1, 2, 3].

    1.2 Этиология и патогенез

    Наследственные факторы в генезе СРР

    Встречаемость СРРР в семьях с отягощенным анамнезом по СРРР составляет около 20-30%, тогда как в популяции она достоверно ниже [4]. От 50 до 70% детей с СРРР имеют не менее одного члена семьи с подобными нарушениями [5].

    Идентифицирован ряд хромосом, ответственных за речевые нарушения у детей. Локус на хромосоме 16 ассоциирован с низкой способностью выполнения теста на повторение набора слогов, тогда как локус на хромосоме 19 — с низ­кой способностью выполнять тесты на экспрессивную речь [6]. Выявлены специфичные локусы на 13 хромосоме (13q21) [7].

    По данным SLI Consortium (2002), два региона на 16q хромосоме и 19q хромосо­ме являются основным фактором риска для развития речевых нарушений. В этой связи особое внимание уделяется специфическим генам FOXP2, CNTNAP2, АТР2С2, CMIP [8].

    Патология перинатального периода как этиологический фактор

    Гипоксически-ишемическое повреждение ЦНС в перинатальном периоде в виде формирования церебральной атрофии в сочетании с темповой задержкой развития на первом году жизни [9, 10].

    1.3 Эпидемиология

    Встречаемость у 5—10% детей дошкольного возраста [11].

    Преобладание мальчиков в группе детей с СРРР, с соотношением мальчиков к девочкам от 1,3:1 до 5,9:1 [12-14]. По мнению зарубежных авторов, факт значительного преобладания мальчиков в группе детей с СРРР предполагает воз­можность двух факторов, влияющих на развитие данной патологии: генетическо­го и раннего гормонального воздействия [15].

    1.4 Кодирование по МКБ-10

    • F80.0 — Специфическое расстройство артикуляции
    • F80.1 — Расстройство экспрессивной речи
    • F80.2 — Расстройство рецептивной речи

    1.5 Классификация

    1. Специфическое расстройство артикуляции
    2. Специфическое расстройство развития, при котором использование ребен­ком звуков речи ниже уровня, соответствующего его умственному возрасту, но при котором имеется нормальный уровень речевых навыков.

    3. В это расстройство включаются:
    4. — связанное с развитием физиологическое расстройство;
    5. — расстройство развития артикуляции;
    6. — функциональное расстройство артикуляции;
    7. — лепет (детская форма речи);
    8. — дислалия;
    9. — расстройство фонологического развития.

    10. Из данного расстройства исключаются:
    11. — афазия БДУ (R47.0);
    12. — дизартрия (R47.1);

    — апраксия (R48.2).

    • — нарушения артикуляции, сочетающегося с расстройством развития экспрессивной речи (F 80.1);
    • — нарушения артикуляции, сочетающегося с расстройством развития ре­цептивной речи (F 80.2);
    • — расщепления неба и других анатомических аномалий ротовых структур, участвующих в речевом функционировании (Q35—Q38);
    • — расстройство артикуляции вследствие потери слуха (Н90—Н91);
    • — расстройство артикуляции вследствие умственной отсталости (F70 — F79).
    • Расстройство экспрессивной речи

    Специфическое нарушение развития, при котором способность ребенка ис­пользовать выразительную разговорную речь заметно ниже уровня, соответству­ющего его умственному возрасту, хотя понимание речи находится в пределах нор­мы. При этом могут быть или не быть расстройства артикуляции.

    1. В это расстройство включаются:
    2. — моторная алалия;
    3. — задержка речевого развития по типу общего недоразвития речи (ОНР) I—III уровня;
    4. — связанная с развитием дисфазия экспрессивного типа;
    5. — связанная с развитием афазия экспрессивного типа.
    6. Из данного расстройства исключаются:

    — первазивные нарушения, связанные с развитием (F84.0- F84.9);

    — общие расстройства психологического (психического) развития (F84.0- F84.9).

    • — приобретенная   афазия   с   эпилепсией (синдром   Ландау—Клеффнера) (F80.3x);
    • — элективный мутизм (F94.0);
    • — умственная отсталость (F70—F79);

    — органически обусловленные речевые расстройства экспрессивного типа у взрослых (F06.82x со вторым кодом R47.0);

    — дисфазия и афазия БДУ (R47.0).

    1. Расстройство рецептивной речи
    2. В это расстройство включаются:
    3. — дисфазия рецептивного типа, связанная с развитием;
    4. — афазия рецептивного типа, связанная с развитием;
    5. — не восприятие слов;
    6. — словесная глухота;
    7. — сенсорная агнозия;
    8. — сенсорная алалия;
    9. — врожденная слуховая невосприимчивость;
    10. — афазия Вернике, связанная с развитием.
    11. Из данного расстройства исключаются:
    12. — приобретенная афазия с эпилепсией (синдром Ландау-Клеффнера) (F80.3x);

    — аутизм (F84.0x, F84.1x);

    • — элективный мутизм (F94.0);
    • — умственная отсталость (F70—F79);
    • — задержка речи вследствие глухоты (Н90—Н91);
    • — дисфазия и афазия экспрессивного типа (F80.1);

    — органически обусловленные речевые расстройства экспрессивного типа у взрослых (F06.82x со вторым кодом R47.0);

    — органически обусловленные речевые расстройства рецептивного типа у взрослых (F06.82x со вторым кодом R47.0);

    — дисфазия и афазия БДУ (R47.0).

    Необходимо отметить, что в подрубрике F80.3 значится синдром Ландау—Клеффнера — приобретенная афазия с эпилепсией. Данное заболевание не полностью отвечает широкому концептуальному определению СРРР, так как подразумевает несомненную фазу предшествующего нормального развития и коррелирует со специфическими изменениями на ЭЭГ, а также эпилептическими приступами.

    2. Диагностика

    2.1 Жалобы и анамнез

    • Рекомендуется тщательный сбор жалоб и анамнеза заболевания, учитывая опрос родителей. [1,2, 3, 7, 14].

    Уровень убедительности рекомендаций А, уровень достоверности доказательств I.

    Комментарий: Осмотр делится на несколько этапов. К ним относятся выяснение жалоб, уточнение истории настоящего заболевания, особенностей жизни пациента.

    2.2 Физикальное обследование

    • Рекомендуется консультация врача-невролога [1,2, 3, 7, 14]

    Уровень убедительности рекомендаций А, уровень достоверности доказательств I.

    • Рекомендуется логопедическое обследование ребенка [1, 2, 3, 7, 9, 15, 17].

    Уровень убедительности рекомендаций А, уровень достоверности доказательств I.

    Комментарий: Логопедическое обследование должно быть комплексным, целостным и динамическим, а также иметь свое специфическое содержание, направленное на анализ речевого нарушения.

    Комплексность, целостность и динамичность обследования обеспечиваются тем, что исследуются все стороны речи и все ее компоненты, притом на фоне всей личности обследуемого, с учетом данных его развития — как общего, так и речевого — начиная с раннего возраста.

    • Рекомендуется оценивать показатели развития речи: речевая активность, звукопроизношение, понимание обращенной речи, активный словарь, развернутость фразы, лексико-грамматический строй речи. Под речевой активностью подразумевается стремление использовать речь для общения, активность в использова­нии средств языка [1, 2, 3, 7, 9, 10].

    Уровень убедительности рекомендаций А, уровень достоверности доказательств I.

    Комментарий: Оценивается уровень звукопроизношения, его соответствие или степень не­соответствия возрасту ребенка.

    Для оценки понимания обращенной речи ребен­ку предлагается с помощью только речевой инструкции, показать на картинке предметы, выполнить те или иные действия, постепенно усложняя задания.

    При наличии понимания речи на бытовом уровне следует выявить по­нимание смысла предлогов, различий во времени, числе, падеже.

    Объем активного словаря оценивается по количеству используемых в речи существительных, глаголов, прилагательных. Чем шире активный словарь, тем больше признаков одного предмета может назвать ребенок, более точно опреде­лить действие, передать смысловые оттенки.

    Оценка лексико-грамматического строя речи осуществляется на основании правильности употребления ребенком в речи рода, числа, падежа, предлогов, вре­мен глаголов, навыков словообразования. При психологическом обследовании в первую очередь оцениваются такие показатели, как коммуникации ребенка, эмо­циональный фон, психическое развитие (преимущественно невербальный интел­лект) [16].

    • Рекомендуется патопсихологическое (экспериментально-психологическое) исследование [1, 3, 6, 14].

    Уровень убедительности рекомендаций В, уровень достоверности доказательств II.

    Комментарий: Патопсихологическое исследование включает в себя: беседу с больным, эксперимент, наблюдение за поведением пациента во время проведения исследования, сбор и анализ анамнеза, сопоставление экспериментальных данных с историей жизни исследуемого. Под экспериментами в современной психологии понимается использование любой диагностической процедуры для моделирования целостной системы познавательных процессов, мотивов и особенностей личности.

    • Рекомендуется консультация врача-психиатра (по показаниям) [2, 3, 4, 14].

    Уровень убедительности рекомендаций С, уровень достоверности доказательств III.

    • Рекомендуется консультация врача-сурдолога (по показаниям) [1, 2, 3, 4, 11, 14].

    Уровень убедительности рекомендаций В, уровень достоверности доказательств II.

    Комментарий: при расстройствах речи необходимо комплексное обследование, включающее консультацию сурдолога, который оценивает слух и выявляет его проблемы, при необходимости может быть проведена аудиография.

    2.3 Инструментальная диагностика

    • Рекомендуется проведение ЭЭГ [1, 2, 3, 18].

    Уровень убедительности рекомендаций В, уровень достоверности доказательств II.

    Комментарий: Электроэнцефалография применяется при всех неврологических, психических и речевых расстройствах.

    • Рекомендуется проведение МРТ головного мозга [1, 2, 3, 4].

    Уровень убедительности рекомендаций В, уровень достоверности доказательств II.

    Комментарий: С помощью МРТ могут быть получены трехмерные изображения головы, черепа, мозга, позвоночника.   Магнитно-резонансная томография, выполненная в сосудистом режиме, позволяет получить изображение сосудов, кровоснабжающих мозг.

    МРТ позволяет улавливать изменения в мозге, связанные с его физиологической активностью.

    Так, с помощью МРТ может быть определено положение у больного двигательных, зрительных или речевых центров мозга, их отношение к патологическому очагу – опухоли, гематоме (так называемая функциональная МРТ).

    2.4 Дифференциальный диагноз

    1. Умственная отсталость
    2. Дети с СРР неудовлетворительно выполняют невербальные тесты и задания, у них недостаточно выражены познава­тельный интерес и стремление к общению, не проявляется активность в использовании жестов и в поддержании игр.

    3. Аутизм

    При аутизме нарушаются потребность в общении и способность к социальному взаимодействию, и они тоже могут обуславливать нарушение речевого развития. Речь не используется в коммуникативных целях или используется недостаточно. Отмечается неравномерность и асинхронность темпов речевого развития.

    Фразовая речь может формироваться с задержкой, часто без предшествующего лепетного периода.

    Характерны эхолалия, фразы-штампы, ис­пользование глаголов в неопределенной форме или в повелительном наклонении, длительное отсутствие в речи местоимения «я», в речи отсутствуют экспрессия, жестикуляция, наблюдается неспособность к диалогу, дети не задают вопросов. Нарушены произношение звуков, мелодика речи, ритм, темп.

    Общее недоразвитие речи: классификация ОНР, прогноз и коррекция

    ОНР – это общее недоразвитие речи. Данное нарушение затрагивает все стороны речи ребенка, то есть ее звуковую, лексическую, грамматическую, семантическую составляющие. Проявления ОНР зависят от недостаточной сформированности различных компонентов речевого аппарата.

    Они могут варьироваться от полного отсутствия речи до речи, с элементами фонетического, лексико-грамматической недоразвитости. Выявляется это заболевание проведением специальной диагностикой логопедом.

    Программа коррекции, ее особенности, устанавливаются в индивидуальном порядке, лечащим врачом.

    Среди всех детей с речевыми нарушениями, малыши с ОНР составляют около 40%. Сильные и глубокие ее проявления могут в будущем проявиться дисграфией, дислексией. Логопеды используют термин фонетико-фонематическое развитие или ФФН и ОНР используют чтобы обозначить несформированность речевой системы. ОНР у детей может наблюдаться при наличии дизартрии, алалии и других нарушениях.

    Определение и диагноз по МКБ 10

    По международной классификации болезней (МКБ), к речевым расстройствам относятся нарушения в экспрессивной и рецептивной речи. (F80.1 и 80.2). Проявляются они без предшествующего нормального ее развития. Спецификой речевого расстройства является нарушения в психоневрологическом развитии. Частота ее встречаемость среди дошкольников составляет примерно 5-10%.

    Классификация

    По клинической картине проявления ОНР разделяется на три группы:

    • Неосложненная форма. Такие дети имеют минимальную мозговую дисфункцию, недостаточную регуляцию тонуса мышц, несформированности волевой и эмоциональной сферы.
    • Осложненная форма. Встречается у пациентов с рядом неврологических или психопатических заболеваний, судорожными, церебрастеническим и другими.
    • Грубое недоразвитие. Дети имеют поражения речевых отделов головного мозга, то есть при наличии алалии, дизартрии.

    ОНР также имеет свои степени тяжести. Всего их четыре:

    • первая степень – безречевые, с отсутствием общеупотребительной речи;
    • вторая степень – имеются базовые элементы общеупотребительной речи, бедный словарный запас, аграмматизм;
    • третья – наличие фразовой речи, с недоразвитостью звуковой и смысловой составляющих;
    • четвертая степень – некоторые проблемы в фонетико-фонематической и лексико-грамматической сторонах речи.

    В зависимости от степени сложности определяется длительность коррекционной работы ОНР логопедом.

    Таблица видов ОНР

    Ниже представлена подробная таблица с классификацией и подробным описанием видов общего нарушения речи.

    Таблица характеристики уровней ОНР.

    Характеристика степеней

    Каждая степень ОНР имеет определенное соотношение между первичными и вторичными речевыми дефектами, которые тормозят формирование ее компонентов.

    Переход с одного уровня на другой определяется наличием новых речевых возможностей, изменениями ее активности.

    Самые стойкие проявления ОНР наблюдаются при моторной алалии, и реже – при заикании или ринолалии.  Существует всего четыре степени ОНР.

    ОНР первой степени

    Такое нарушение характеризуется полным отсутствием речи, и такая степень обнаруживается сразу. Проявляется она в следующем:

    1. Словарный запас крайне ограничен. Для общения используются простейшие лепетные слова, отрывки слов, слоги либо звукоподражания. Малыш при этом любит общаться, но разговаривает с окружающими людьми на «своем» языке. То есть ребенок имеет в своей речи такие слова, как «гав-гав», «мяу-мяу», «ту-ту» и подобные.
    2. Дошкольник с первой степенью ОНР активно использует уместную мимику и жесты и несут в себе смысловую нагрузку. Ребенок использует эти приемы чтобы выразиться, а взрослый предпринимает все усилия чтобы их понять.
    3. В речи нет предложений или фраз, состоящих из нескольких слов. Наблюдаются только отдельные аморфные слова с общим смыслом, например, фраза «гав-гав ту-ту» означает что собачка поехала на поезде.
    4. Пассивный словарь значительно превышает активный. Малыш понимает речь, обращенную к нему, но не в состоянии что-либо сказать.
    5. Слова со сложным составом и структурой сведены к минимуму, длинные сложные слова им просто сокращаются, но понять их смысл можно. Например слово автобус может звучать как абус, или тубус.

    Материал к теме  Логоневроз (заикание) у детей и взрослых

    ОНР второй степени

    ОНР 2 типа отличается от первой степени наличием в речи ребенка малого количества общеупотребительных слов, произноситься они могут не вполне правильно. Также может быть заметно начало формирования связей между словами, но это еще имеет непостоянную основу. Для ОНР 2 степени характерны следующие симптомы:

    1. Ребенок употребляет одно слово, которым обозначает предмет или какое-либо действие, но в измененном виде. Например, слово «автобус» будет звучать как «абоус» в любом варианте контекста.
    2. Активный словарь весьма ограничен, при ОНР 2 не знают всех слов, обозначающие некоторые признаки предмета, например, описание его формы, цвета и других характеристик.
    3. Ребенок не имеет навыка объединять предметы в определенные смысловые группы, например столовые предметы – ложка, вилка, тарелка.
    4. Нарушено произношение многих звук, слов, фраз.

    Также, характерными признаками ОНР 2 типа является наличие зачатков грамматических изменений в зависимости от сложности самого слова. Чем больше в слове букв, тем больше ребенок допускает в нем ошибок и нарушений. Он активно использует в своей речи слова, но не согласует их друг с другом. Так появляются фразы «мама купа» — «мама купается.

    Таким образом предлоги просто пропускаются или используются не совсем правильно. Пациент может составить небольшой рассказ по показанной картинке и активной помощи родителя. Однако этот рассказ получается крайне скромным. Обычно используются двух-трехсложные предложения.

    Сами слова при ОНР 2 сильно коверкаются, нарушена произношение слов с многосложной структурой.

    ОНР третьей степени

    Эта степень характеризуется задержкой грамматической и фонетической речевой составляющей. Ребенок обладает активной экспрессивной речью и в состоянии строить отдельные фразы и имеет достаточно большой запас слов. Проблемными точками речи являются:

    • общается только с родителями, с другими людьми только с «переводчиком»;
    • звукопроизношение сформировано не полным образом;
    • в самостоятельной речи, звуки могут звучать неправильно;
    • более сложные звуки заменяются простыми;
    • испытывает затруднения с шипящими, свистящими и сонорными звуками;
    • один и тот же звук может заменять несколько;
    • словарный запас расширяется, но используется лишь его незначительная часть.

    Грамматика также при ОНР 3 степени имеет нарушения, но малыш пытается выстраивать сложносочиненные предложения, но и с их произношением возникают сложности. Ребенок может не правильно оформлять предложения, но может создать небольшой рассказ.

    Еще одной отличительной чертой является непостоянные грамматические ошибки, то есть в одном предложении одинаковая ошибка допускается, а другой фразе уже нет. Малыш может отставать в своих фонетических способностях, проявляющиеся в так называемых трудных словах.

    Все эти факторы задерживают процесс подготовку ребенка к школе.

    ОНР четвертой степени

    Для этой степени характерно наличие лишь некоторых сложностей и ошибками в речи. Так создается общая картина, мешающая в полной степени овладеть речью, звукопониманием и произношением. Главное для родителей в этом случае, обратиться к специалистам логопедии, чтобы максимально быстро скорректировать все имеющиеся недостатки. Характерными признаками ОНР 4 типа являются:

    • нет явных нарушений звукопроизношения, сами звуки поставлены правильным образом;
    • речь невнятна с нечетким смазанным звукопроизношением;
    • присутствуют нарушения структуры слогов, выражающиеся в замене звуков на похожие;
    • неправильное использование некоторых слов, обозначающие признаки того или иного предмета;
    • ребенок может не понимать или путать фразы «длинный стол» и «высоки стол»;
    • трудности с подбором правильных суффиксов;
    • могут встречаться аграмматизмы, но их число минимально.

    Материал к теме  Что такое сенсорная алалия

    Нарушения, характерные для 4 уровня ОНР встречаются не столь часто. Для речи характерно наличие критичности, а сам грамматический строй приближен к своей норме.

    Причины ОНР

    Причинами появления ОНР являются в основном проблемы во время беременности или родах, а также в первые годы жизни малыша. Самые основные причины ОНР:

    • инфекционные заболевания матери во время вынашивания плода;
    • токсикоз;
    • родовая травма;
    • асфиксия, гипоксия;
    • несовместимость матери и ребенка по резус-фактору;
    • нарушения в центральной нервной системе;
    • травмы головы малыша в первые его годы жизни;
    • влияние никотина, алкоголя, наркотиков;
    • депривация.

    Патогенез

    ОНР должно рассматриваться как системное нарушение, которое влияет на языковые подсистемы, то есть:

    • фонетико-фонематическую;
    • грамматику;
    • лексическую;
    • семантику.

    ОНР 1 уровня у ребенка обуславливает его отставание от принятых возрастных норм. Это происходит по всему спектру показателей, как количественных, так и качественных. Такие дети имеют нарушения в общем ходе развития речи, сроках, а также порядке освоения им артикуляционными навыками. У специалистов есть сравнение общего речевого развития с языковой инфантильностью.

    Сам механизм появления и развития общего нарушения речи имеет тесную связь с первичными речевыми дефектами и их прямыми причинами. При наличии нарушений, имеющие церебрально-органическое происхождение, такие как алалия или афазия, может иметь место грубое речевое расстройство, а также непонимание речи окружающих.

    Таким образом страдают речепроизношение и ее восприятие. Если имеются анатомические пороки, недостаточность развития речевого аппарата, происходит распад слоговой структуры слов, нарушается лексико-грамматическая основа высказываний.

    Диагностика

    Диагноз онр может быть поставлен только проведением комплексного исследования. Диагностика проводится на первичной консультации с логопедом.

    Специалист устанавливает контакт с ребенком, родители должны иметь медицинские заключения невролога, педиатра, результаты проведенных исследований.

    Получив все имеющиеся сведения, специалист проводит изучение и определение речевого статуса своего пациента.

    Логопедическое исследование проводится в два этапа – ориентировочный и языковое обследование. Ориентировочный проводится при помощи беседы с родителями. Так выясняются все особенности течения заболевания, какие причины этому сопутствовали, как развивался речевой аппарат. Также оценивается сам пациент – его способность идти на контакт, артикуляционная моторика.

    При обследовании языка и его компонентов определяется сформированность речи, ее связанность, грамматика, запас слов.

    В случае наличия ОНР первой степени, имеется грубая недоразвитость всей компонентов языковой системы, что объясняется отсутствием у ребенка общеупотребительный речи.

    После этого специалист может составить свое заключение и установить клиническую форму патологии речевого аппарата.

    Важно отличать недостаточную сформированность речи с иными формами, такими как безречье, аутизм, умственные отклонения, слуховые нарушения и прочее.

    Рекомендованное логопедическое обследование

    Стоит подробно изучить словарный запас страдающего ОНР. Это позволит дать оценку умения соотносить слово с конкретно данным предметом. Проводится это в несколько шагов:

    • Подбор материала, разбитый по отдельным лексическим темам. Так определяется способность общения ребенка с окружающими его людьми.
    • Предлагаются картинки с объектами.
    • Используются картинки с названиями частей тела.
    • Подбор синонимов к выбранному слову.

    В ходе диагностики логопед должен дать свое заключение, в котором указан уровень развития речи, клиническую картину, степень ОНР, а также составить план коррекции выявленных нарушений.

    Коррекция расстройства

    Проводить коррекционную работу ОНР должен только квалифицированный специалист. Дети дошкольного возраста с первой степенью нарушения речи посещают специальные логопедические группы детского сада.

    Сюда они должны поступать в возрасте 3-4 лет, а сами занятия проводятся группами, подгруппами и в индивидуальном порядке.

    Цель коррекции – перевести ребенка на другую стадию речевого развития, компенсировать все имеющиеся отклонения.

    Материал к теме  Что такое бульбарная дизартрия

    Эта работа проводится одновременно по различным направлениям:

    1. Понимание речи. Эта задача лучше решатся проведением занятий в игровой форме. Малыш должен находить игрушки, которые ему называет специалист, показывать правильные картинки, расширять свой словарный запас, овладевать произношением фраз, словосочетаний, фраз из нескольких слов.
    2. Активация речи. Развитие у ребенка звукоподражания, например, голосам различных животных, музыкальных инструментов. Так стимулируется его речевая активность. В речь постепенно вводятся местоимения, глаголы, обращение ко взрослому.
    3. Неречевое развитие. Правильная речь невозможна без развития вспомогательных механизмов – концентрация внимания, развитие мышления, памяти. Большое внимание должно быть уделено интеллектуальному и психическому развитию ребенка. Вспомогательная методика — логоритмика, логопедический массаж, развитие мелкой моторики и артикуляции.

    На последнем этапе, должно проведено постановка звукопроизношения с правильной грамматикой и оформлением речи.

    Лечение ОНР второй степени включает в себя развитие речевых навыков у ребенка, понимание им речи взрослых, тренировка лексико-грамматической составляющей.

    При третьей степени проводится формирование связной смысловой речи, улучшение лексики и грамматики, закрепление правильной артикуляции. Много времени должно быть уделено на усвоение необходимой грамоты.

    Для детей с четвертой ОНР важно достичь ими своих возрастных речевых норм, что необходимо для успешной учебе в школе. Школьники с тяжелыми формами ОНР проходят обучение в школах, созданных для работы с детьми с речевыми нарушениями. Здесь ударение ставится на компенсацию всех сторон проявления недоразвитости речи.

    Возможные осложнения

    Для ОНР, как и для других речевых нарушений характерно наличие осложнений. В первую очередь это дисграфия, аграфия, алексия. По мере устранения ОНР (ее коррекции), необходимо проводить работу по устранению ее осложнений. Более большие риски есть у детей с первой и второй степенью ОНР, реже для 3 и 4 типа.

    Прогноз и профилактика

    Коррекция ОНР – длительный процесс, продолжительность которого зависит от тяжести заболевания, осложнений и других физиологических особенностях ребенка.

    Начинать эту работу необходимо как можно раньше, в этом случае возрастают шансы на полное избавление от нее либо минимальные проявления.

    В качестве профилактических требований является выполнение всех предписаний во время беременности.

    Формирование грамматических категорий у детей с ОНР

    Грамматические формы у детей с ОНР появляются в том же порядке, как и здорового ребенка, но с наличием некоторых особенностей. Они могут медленнее усваивать, может наблюдаться дисгармония между морфологией и синтаксисом речи.

    Нарушения в грамматическом строе объясняются недоразвитием именно этих речевых составляющих.

    Такие нарушения приводят к большому количеству грамматических ошибок, проявляющиеся в неправильном соотнесении морфем, суффиксов, окончаний, падежей.

    Коррекция фонематических нарушений у детей с ОНР

    Фонетические нарушения приводят к непониманию ребенком звуков, близких по своему звучанию. Словарный запас ребенка испытывает трудности с увеличением, формируется неправильный грамматическая структура словообразования и общей речи. Также могут неправильно восприниматься падежи, рода, окончания.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *