Логоневроз: причины, симптомы, лечение

Логоневроз у детей – патологическое состояние, характеризующееся нарушением произношения. Проявляется заиканием, повторением или удлинением звуков, слогов или целых слов. Этиология заболевания до конца не изучена.

Логоневроз: причины, симптомы, лечение

Логоневроз у детей проявляется преимущественно в возрасте от трех до пяти лет

Логоневроз у детей: общая информация

Диагностикой и лечением нарушения ритма речи занимаются психотерапевты, неврологи, дефектологи и логопеды.

Заболевание проявляется преимущественно в возрасте трех-пяти лет, когда у ребенка происходит интенсивное формирование коммуникативных навыков и обогащение словаря.

В этот период речевая система особенно чувствительна к любого рода негативным факторам. После пяти лет риск развития логоневроза у детей снижается и к 14 годам составляет не более 1%.

Степень тяжести патологии оценивается по двум параметрам: частоте возникновения заиканий и их выраженности.

Патогенез заболевания

Заикания при логоневрозе носят исключительно невротическую форму и не связаны с органическими нарушениями или патологическими изменениями речевого аппарата.

Основной симптом – заикание – имеет две основные формы:

  • Тоническая. Характеризуется длительными паузами во время или перед произношением фразы. В моменты неконтролируемой остановки речи у пациента наблюдаются судорожные подергивания мышц лица, губ, живота, речевого аппарата.
  • Клоническая. Выражается в повторении или пролонгации отдельных букв, слогов или слов. Чаще всего проявляется на начальной стадии заболевания.

Встречаются дети со смешанной формой заикания, у которых присутствуют признаки обеих вариаций.

Кроме заикания у детей присутствуют невротические симптомы:

  • тремор челюсти;
  • частое моргание;
  • тонус лицевых мышц;
  • нарушение дыхательного ритма.

Выраженность симптоматики речевого невроза усиливается в результате воздействия психотравмирующей ситуации. Страх, переживание, волнение, стресс, эмоциональное напряжение – основные причины заикания. И чем сложнее ребенку психологически, тем ярче проблемы с речью.

Причины патологии

К основным факторам, существенно повышающим риск возникновения логоневроза, относят:

  • нарушения в работе центральной нервной системы вследствие внутриутробной патологии, родовой травмы;
  • лабильность нервной системы – у таких детей часто меняется настроение, они тревожны, капризны, плаксивы и раздражительны;
  • индивидуальный ускоренный темп освоения фразовой речи;
  • изучение второго языка на фоне не до конца освоенного своего;
  • генетически обусловленная слабость центральных речевых механизмов;
  • влияние внешних негативных факторов;
  • задержка речевого развития, дефекты произношения.

Внешние и физические недостатки могут стать причиной формирования комплексов, чувства собственной неполноценности, неуверенности в себе. Это благодатная почва для развития речевого невроза.

Развитию патологии всегда сопутствуют психогенные факторы: неблагоприятная обстановка в семье, частые конфликты, завышенные требования к ребенку, наказания, отсутствие единого стиля воспитания, эмоциональное одиночество, отсутствие любви, проблемы в детском коллективе.

Логоневроз: причины, симптомы, лечение

Причины логоневроза кроются в психотравмирующих факторах

Лечение речевого невроза

Терапия логоневроза заключается в своевременном посещении логопеда, дефектолога и четком соблюдении выданных предписаний. Эффективного медикаментозного лечения патологии нет. Все существующие препараты не имеют доказанной терапевтической ценности и не могут назначаться детям.

Рекомендации специалистов по терапии речевого нарушения включают в себя работу по становлению правильного дыхания, развитию артикуляционных способностей, коррекцию произношения, плавности и темпа речи.

Работа дефектолога или логопеда будет более эффективной, если родители малыша примут в ней непосредственное участие.

Семья ребенка должна выполнять все рекомендации специалистов. Важно обеспечить комфортную среду, минимизировать конфликты, поддерживать малыша на всем протяжении коррекционной терапии, исключить сильные переживания и стрессы.

Упражнения для коррекционной работы с детьми с логоневрозом:

Логоневроз у взрослых: причины, лечение

Логоневроз считается одной из форм заикания, появление которого обусловлено неврозом. Поэтому проявления этого заболевания непостоянны, и сопровождаются обычно другими нарушениями невротического характера.

При такой форме заикания, у человека нет стабильно труднопроизносимых звукосочетаний, а само заикание проявляется в стрессовых ситуациях, когда человеку психологически трудно общаться (в ситуации конфликта, важного выступления, экзамена, и.т.д.).

Для обозначения этого заболевания в некоторых источниках используются также такие термины как лалоневроз, логоклония. Имея неврологические корни, логоневроз также порой связан с таким явлением как логофобия (вербофобия) – то есть боязнь (страх) говорить. По международному классификатору заболеваний МКБ 10, логоневроз имеет шифр F 98.5

Причины возникновения заболевания

В большинстве случаев логоневроз развивается еще в детском, либо в подростковом возрасте. Совокупность причин, которые привели к его возникновению, очень индивидуальна. Специалисты выделяют как неврологические, так и генетические факторы.

К предпосылкам возникновения логоневроза можно отнести:

  • детский возрастной период от 2 до 6 лет, когда происходит бурное накопление словарного запаса;
  • наоборот, уже имеющиеся другие речевые нарушения (задержка развития речи, общее недоразвитие речи, алалия, дислалия, ринолалия и другие);
  • определенные свойства нервной системы (впечатлительность, ранимость, повышенная возбудимость, эмоциональная лабильность);
  • патологическое воспитание, нарушение семейных ролей;
  • заикающиеся родители, и свойственные им характерологические черты;
  • подростковый возраст (15-17 лет), когда стрессовая нагрузка ребенка увеличивается в связи с потребностью отстаивать свою социальную значимость, а также в связи с гормональными изменениями в организме;
  • инфекционное поражение ЦНС;
  • детский церебральный паралич (иногда логоневроз проявляется при ДЦП как сопутствующее заболевание);
  • эндокринные нарушения.

При наличии одного или нескольких указанных факторов, заболевание может возникнуть в условиях острого стресса (конфликт в семье, резкий испуг, и.т.д.). Логоневроз у взрослых возникает намного реже, чем в детском возрасте, но тоже может быть спровоцирован психотравмирующей ситуацией.

Логоневроз: причины, симптомы, лечение

Лечение логоневроза нужно начинать как можно раньше, пока соответствующая симптоматика не успела закрепиться.

Логоневроз у детей подразумевает комплексную терапию, и обязательно работу с семейным и детским психологом, который поможет семье выработать гармоничный стиль воспитания, создать комфортный психологический микроклимат в семье.

Симптомы и виды 

Что такое логоневроз

Сегодня я расскажу вам о логоневрозе, не все знают, что это научное название заикания.

Логоневроз – как можно догадаться из приставки лого- — речевой невроз. Это заикание, обусловленное психическими факторами. На нервно-психическую природу заикания указывали еще первые исследователи этого феномена: А. Либман (1901 г.), Неткачев Г.Д. в 1909 г.

определил логоневроз как «страдание чисто психическое», что с моей точки зрения является чистейшей правдой! Ведь у меня всегда было все в порядке с речевым аппаратом с физиологической точки зрения, никаких травм, растяжений и т.д. Полностью здоровые мышцы и связки, что конечно указывает на проблему в «голове».

Описывая симптоматику, этот и другие специалисты от медицины, указывали, что логоневрозу присущи такие патологические состояния психики, как подозрительность, неуверенность в себе, раздражительность, страх, тревога, ипохондрия и меланхолия.

По сути симптоматика речевого невроза совпадает с известными признаками депрессивных невротических расстройств.

Прочитайте мою книгу, в которой я рассказываю мой опыт избавления от заикания, введите ниже ваш email и получите ее, это совершенно бесплатно!

Логоневроз у детей

Под детским логоневрозом понимается, прежде всего, заикание. Обычно оно развивается в период формирования речевой функции в возрасте от 3 до 5 лет. Именно в 3-4 года(по словам родителей, сам я не помню этого) у меня начал проявляться логоневроз, родители во время не приняли меры и заикание стало моим клеймом и проклятьем белее чем на 20 лет.

Уважаемые родители! Если ваш ребенок начал заикаться – примите срочные меры! Вы не представляете какого это- жить с логоневрозом, это настоящая мука, сколько детских слез было пролито… Просто представьте – вы отвечаете что-то на уроке и 30 одноклассников гадко хихикают над твоим дефектом и нет никакой возможности после урока разобраться с обидчиками, любая твоя попытка вызывает еще большие насмешки и издевательство!

Но детство это еще пол беды, конечно для ребенка заикание кажется порой ужасной трагедией. Но на самом деле во взрослой жизни все будет куда трагичнее. У логоневроза есть она особенность… он как инвалидность, ограничивает человека во многих аспектах жизни.

По данным статистики мальчики страдают от логоневроза чаще девочек, поскольку они менее устойчивы эмоционально. Доля заикающихся детей составляет в среднем по миру 2-3%, взрослых – 1%.

Причины логоневроза по мнению врачей

Причины возникновения логоневроза лежат в психике ребенка. Точно еще никто из врачей не сказал в чем же причина логоневрозов, выдвинуты несколько теорий, но это все домыслы, видимо потому что не возможности проследить появление логоневроза у ребенка. Детей приводят к врачам уже после того как заикание началось.

Основные причины по мнению врачей: негативные эмоциональные состояния, внезапные и сильные психоэмоциональные потрясения такие, как переутомление, испуг или постоянные страхи. Дефекты нервной системы, возникшие вследствие генетической предрасположенности, травмы во время родов также могут быть ответственны за появление заикания.

Подробнее о причинах заикания читайте тут.

У взрослых логоневроз возникает значительно реже, чем у детей. В редких случаях он может быть спровоцирован серьезной психотравмирующей ситуацией. Чаще всего логоневроз развивается в детском или подростковом возрасте. В числе причин этого заболевания могут лежать как неврологические факторы, так и генетическая предрасположенность:

  • специфические свойства нервной системы (впечатлительность, ранимость);
  • патологическое воспитание, прессинг в семье;
  • инфекционные поражения центральной нервной системы;
  • эндокринные нарушения.

Симптомы логоневроза

Заикание у взрослых: причины и основные методы коррекции

Эта патология развивается в детстве, первые симптомы можно заметить у ребенка в возрасте 4-5 лет, но некоторые люди начинают заикаться в более зрелом возрасте.

Заики часто сами считают свое заболевание неизлечимым, поскольку походы к логопедам не увенчались успехом. Однако заикание не приговор – при правильном подходе к коррекции можно избавиться от этого дефекта речи.

Читайте также:  Боль в крестце: причины, лечение, симптомы (сакралгия)

В этой статье мы рассмотрим возможные способы лечения заикания.

Немного истории и причины возникновения

Заикание, как патология речи, возникла очень давно. Заики встречались среди древних инков, персидских царей, греческих фараонов и т.д. Нередко заиканием страдали известные и умнейшие люди своего времени. Они самостоятельно пытались избавиться от собственного недуга различными способами.

Наиболее известна нам история Демосфена.

Этот древнегреческий философ разработал собственную систему дыхательных упражнений, которые выполнял перед зеркалом, произносил длинные фразы в затрудненных условиях (при подъеме на возвышенности, при сильном шуме морских волн, с камешками во рту и т.д.).

Демосфен также уделял огромное внимание психогенной тренировке. Он был человеком весьма робким и впечатлительным, но благодаря титаническому труду он стал великим оратором, способным произносить длинные речи перед многотысячной толпой.

История Демосфена, описанная Плутархом, является ярким примером того, что избавиться от заикания можно, но для этого нужно потратить колоссальные усилия. Однако на причины возникновения заикания она свет не проливает.

С тех давних времен многие исследователи пытались заниматься проблемой лечения от заикания. По их мнению, это нарушение речи может быть обусловлено такими факторами:

  • стрессовая ситуация. В некоторых случаях нарушение темпа речи становится заметно в раннем возрасте, но многие такие дети разговаривали вполне нормально до определенного момента. Заикание резко возникло на фоне психотравмирующей ситуации, например, сильного испуга. Однако страх в детстве испытывали многие, а заиками становится около 2-3% населения земного шара. Вероятно, эти люди имели некую предрасположенность;
  • неврологическая патология. Нарушения в работе отделов ЦНС, отвечающих за речевую функцию, могут возникнуть на фоне травм, контузии, после перенесенных инфекционных заболеваний. Патология также может развиться из-за некоторых вялотекущих хронических заболеваний;
  • наследственная предрасположенность. Если в семье есть заики, то вероятность развития данного расстройства речи становится более высокой. Считается, что генетически обусловленное заикание должно проявить себя в первые семь лет жизни. Если этого не произошло, значит, подобных нарушений в речи у человека уже не будет. Как правило, передается заикание через поколение, но иногда дети просто подражают «неряшливой» речи людей из близкого окружения.

Описанные выше причины объединяет одно обстоятельство: все они приводят к ослаблению нервной системы. У кого-то психика страдает под воздействием внешних факторов, а кто-то уже родился с ослабленной нервной системой, например, из-за неблагоприятного протекания беременности. В любом случае начинать лечение заикания лучше всего с консультации у невролога.

Особенности патологии

Сложность в лечении заикания состоит также в том, что эта патология имеет большое количество форм. Такая неоднородность свидетельствует о сложности происхождения заикания. Данное нарушение речи часто сопровождается нарушениями в работе мышечного аппарата. Заика может испытывать общее напряжение, быть скован и угловат или же, наоборот, излишне подвижен.

Есть у заикающихся людей и общие психологические особенности:

  1. Чрезмерная впечатлительность.
  2. В присутствии незнакомых людей излишняя робость и смущение.
  3. Яркая фантазия, оказывающая влияние на усиление речевого дефекта.
  4. Ослабленная волевая сторона характера.
  5. Страх перед необходимостью говорить в присутствии большого количества людей.

Как правило, все заики сильно фокусируются на своем дефекте. И, чем сильнее человек ожидает приступа заикания, тем сильнее он становится.

У взрослых людей заикание часто сопровождается психологическими проблемами. Этот дефект сильно осложняет им жизнь.

Многие заики не могут устроиться на хорошую работу, им недоступен карьерный рост, они не в состоянии построить взаимоотношения с противоположным полом. Все это приводит к тому, что заикающийся человек становится еще более замкнутым.

Он испытывает чувство одиночества, на фоне которого могут развиться нефроз, депрессия и другие психические расстройства.

Эволюционным называют расстройство речи, возникающее в раннем возрасте (от 2 до 5 лет). Оно может развиваться постепенно, а также возникнуть внезапно в результате индивидуальной предрасположенности или психической травмы. Эволюционное заикание обычно называют невротическим (логоневроз) и неврозоподобным.

Второй тип заикания является вторичным или симптоматическим. Такая патология речи возникает на фоне других заболеваний, например, травмы головы, эпилепсии и т.д.

Методы коррекции

Заикание, как и другие заболевания, легче поддается исправлению на ранних стадиях. В некоторых случаях избавиться от этого нарушения речи удается всего за несколько недель. Но чаще всего это требует намного больше времени.

Как уже упоминалось выше, начинать лечение нужно с визита к невропатологу. Врач проведет обследование, целью которого будет обнаружение причин речевой дисфункции. Если заикание обусловлено сбоем в работе центральной или периферической нервной системы, то пациенту будет назначено адекватное медикаментозное лечение. Кроме того, лечением заикания будут заниматься такие специалисты:

  • рефлексотерапевт. Для устранения заикания важно избавиться от мышечных зажимов, локализующихся в области плечевого пояса, шеи и живота;
  • психотерапевт. Современные психотерапевтические методики помогут выявить психологические причины проблемы и устранить их. В результате можно не только нормализовать речь, но и полностью изменить свою жизнь к лучшему. Стать более уверенным в собственных силах, научиться выходить из сложных жизненных ситуаций, наладить отношения с окружающими людьми и т.д.;
  • логопед. Специальные логопедические упражнения позволят выработать правильное речевое дыхание, научиться произносить звуки, контролировать скорость речи и ее темп.

Комплексное лечение и постоянная работа над собой позволит добиться устойчивого результата в максимально короткие сроки.

Способы лечения

В современной логопедии, дефектологии и психиатрии при лечении заикания используют методы, разработанные в прошлом веке советскими специалистами.

Существует несколько методик, однако они не имеют кардинальных различий. При работе с детьми обычно используется набор педагогических и логопедических приемов. Но при лечении взрослых большее внимание уделяется психологической составляющей проблемы с применением психотерапевтических и медикаментозных способов.

Традиционные методики коррекции заикания обычно состоят из нескольких этапов, каждый из которых требует тщательной работы над предыдущим:

  1. Подготовка. На протяжении 2 или 3 дней пациент проходит диагностику. Его осматривают врачи различных специализаций, а также логопед.
  2. Установка. После того как состояние пациента будет оценено, ему предлагаются речевые занятия. На этом этапе часто используют групповую терапию. На собрание приглашаются заикающиеся люди, имеющие успехи в борьбе со своим недугом. Они делятся своим опытом, давая стимул для работы над собой другим заикам.
  3. Молчание. Ограничение речевого общения является важным этапом при коррекции всех видов заикания. Пациент не должен разговаривать около 5 дней, после чего наступает период умеренного речевого покоя. На этом этапе заика учится приемам отраженной и сопряженной речи, активно занимается артикуляционной гимнастикой, выполняет упражнения по постановке речевого дыхания.
  4. Перестройка речевых навыков. Это самый длинный этап, он может длиться около четырех недель. Можно сказать, что за это время человек должен буквально научиться говорить заново. Ему предстоит готовить беседы на предложенные темы, пересказывать тексты, работать над диалогами и т.д.
  5. Закрепление результатов. Приобретенные навыки необходимо довести до автоматизма.

Достаточно часто лечение завершается неким собранием или тематическим вечером. Все пациенты должны подготовить выступление, они могут читать стихи, участвовать в театрализованных постановках и т. д. Это необходимо не только для демонстрации успехов в лечении. Таким образом удается избавиться от боязни выступать на публике и сформировать уверенность в собственных силах.

Участие в школьных спектаклях помогло избавиться от заикания Брюсу Уиллису. Заикаться он начал в подростковом возрасте, после развода родителей и поступления в среднюю школу. Работая над собой, Брюс смог стать президентом студенческого совета, а намного позже – стать актером с мировой известностью.

Некоторые популярные методики включают в себя психотерапевтическое воздействие.  При коррекции заикания успешно используют гипнотерапию, также пациентам рекомендуют проводить сеансы самовнушения. Для снятия мышечного зажима, во время коррекционной работы пациенты могут заниматься лечебной физкультурой, им могут рекомендовать массаж и другие расслабляющие процедуры.

Современные методики

Лечение заикания по традиционной схеме, используемой большим количеством специалистов, требует длительного времени. К тому же далеко не во всех случаях оно позволяет достичь желаемого результата. Поэтому многие заики пытаются самостоятельно искать способы избавления от этого нарушения речи.

На сегодняшний день большую популярность приобрела книга Андрея Кузнецова «Заикание: ставка – жизнь», в которой автор рассказывает о собственном опыте. Андрей заикался с детства, так же как его старший брат и дед, считая свое заболевание неизлечимым.

Это расстройство сильно осложняло жизнь молодому человеку, поэтому в возрасте 25 лет он начал самостоятельно изучать эту проблему.

В результате Андрей пришел к выводу, что всю жизнь его учили заикаться, вместо того, чтобы учить разговаривать! Работа Кузнецова увенчалась разработкой уникальной методики избавления от заикания.

Есть что-то схожее и в методике академика Снежко Р.А. Он также считает, что заикание возникает в результате того, что человек не знает, как правильно произносить звуки. На своих сеансах Роман Алексеевич учит пациентов различать названия букв от произношения звуков, правильно ставить ударение, делить слова на слоги и т.д.

Занятия по обеим методикам будут полезны всем без исключения. Но если заикание обусловлено поражением ЦНС, то без помощи невропатолога обойтись вряд ли получится.

Читайте также:  Верхняя и нижняя проба Барре (Мингаццини-Барре) +видео

Релаксация и самомассаж

Попытаться самостоятельно избавиться от заикания можно. Первое, на что стоит обратить внимание, это мышечная и эмоциональная раскованность. Эти две составляющие обеспечивают нормальную естественную речь. Поэтому заика должен, прежде всего, научиться произвольно расслаблять мышцы, избавляясь от избыточного напряжения.

В этом помогут приемы релаксации. Можно выполнять упражнения на напряжение и мгновенное расслабление мышц, они помогут создать ощущение контраста между напряжением и расслабленным состояние. Для выполнения необходимо сильно напрячь, например, шею, а затем максимально ее расслабить. Упражнение можно выполнять на любую группу мышц.

Существуют целые комплексы занятий, которые помогут научиться расслаблять собственную мускулатуру. Чтобы добиться нужного эффекта, при их выполнении следует придерживаться определенных правил:

  •  контролируйте силу напряжения мышц не только при помощи телесных ощущений. Выполняйте упражнения перед зеркалом, контролируя движения мышц визуально, это позволит легче перейти к глубокому расслаблению;
  • упражнения нужно выполнять ежедневно в течение 5–7 минут. В результате не будет возникать перенапряжение при использовании речевой мускулатуры при разговоре;
  • комплекс должен включать упражнения не только для речевого аппарата. При заикании важно снизить тонус мышц в области рук, живота, плеч и шеи;
  • заниматься нужно неторопливо, ритмично выполняя упражнения. Не допускайте переутомления;
  • обращайте внимание на дыхание – оно должно быть свободным.

После того как все упражнения будут освоены, можно их немного усложнить, добавив фонацию. Начинайте говорить в момент расслабления, плавно и протяжно произнося гласные звуки и их сочетания. После переходите к проговариванию слогов и целых слов.

Избавиться от напряжения или, наоборот, повысить тонус слабых мышц, поможет самомассаж. Он бывает двух типов: гигиенический и вибрационный. В первом случае процедура выполняется поглаживанием.

Тем самым активизируются нервные окончания, расположенные близко к коже, и нормализуется тонус лицевых и мимических мышц.

Вибрационный массаж предусматривает использование энергичных постукиваний для активизации глубинных нервных окончаний.

Научиться приемам релаксации и самомассажа можно самостоятельно, например, при помощи интернета. Но также можно обратиться за помощью к специалистам. Опытный врач не только покажет основные приемы, но и проконтролирует правильность выполнения процедур, укажет на ошибки, а также подберет наиболее эффективные упражнения и методы.

Психотерапия

Заикание является патологией речи. Но для ее устранения у взрослых людей часто необходима помощь психотерапевта. Если описать проблему просто, то получается, что человек умеет правильно говорить, но из-за внутренних страхов или других психологических проблем возникает мышечный спазм, провоцирующий нарушение речи.

Таких примеров огромное количество, например, заикание было у Элвиса Пресли.

Как только король рок-н-ролла начинал волноваться, слова словно застревали в горле, но стоило ему успокоиться, как речь становилась нормальной.

В некоторых записях слышно, как певец заикается при общении со зрителями между песнями, но вовремя пения дефект отсутствует. Существует версия, что заниматься пением юному Пресли посоветовал врач, но точного подтверждения этому нет.

Именно поэтому при работе со взрослыми пациентами большую роль отводят психотерапии. Наиболее эффективным методом психотерапевтического воздействия при заикании является гипнотерапия.

Во время сеанса гипноза врач старается усилить веру пациента в собственные силы, устранить его страхи и переживания. Для достижения этих целей также могут быть использованы и другие методы психотерапии.

Их выбор зависит от индивидуальных особенностей пациента, выявлены причин и тяжести расстройства.

Достаточно часто коррекция заикания начинается с устранения иных расстройств, симптомом которого оно выступает. Нарушение речи может быть спровоцировано деменцией, фобиями, тревожными расстройствами, неврозами и даже шизофренией.

Естественно, в этом случае усилия враче бывают направлены на устранение основного заболевания, а заикание рассматривается как второстепенный симптом.

Если удается успешно излечиться от основной патологии, то и заикание проходит само по себе.

Бывают случаи, когда исцелившийся пациент начинает снова заикаться через некоторое время. Избежать рецидива помогает когнитивно-поведенческая терапия.

Данная методика заключается в выявлении нерациональных мыслей и убеждений пациента, осознании их нерациональности и замене их рациональными установками.

В результате такой работы пациент не только избавляется от существующих психологических проблем, но и учится противостоять им в будущем.

Позитивный взгляд на жизнь и правильные внутренние установки обеспечивают психическое здоровье, а значит, причин для заикания больше не будет!

Невротическое заикание: возможные причины, симптомы, проведение диагностики и лечение

Логоневроз у взрослых (заикание) встречается намного реже, чем в детском возрасте.

Так называется патология речи, при которой происходит частое повторение человеком отдельных звуков, слогов, или целых слов.

Иногда происходит их пролонгация, и возникают паузы.

Затрудненное общение приводит к психологическим проблемам, поэтому решать ее необходимо. Согласно статистике патология проявляется чаще у мужчин.

Этиология заболевания

Основной предпосылкой для появления невротического заикания является ситуация, когда происходит травмирование психики.

Речь может идти как о внезапной стрессовой ситуации, обусловленной сильным испугом или приступом гнева, так и хроническом эмоциональном перенапряжении, например, на фоне продолжительного расставания с близкими или сложной рабочей обстановки.

В первом случае, вероятнее всего, патология будет иметь кратковременный характер, в то время как в последнем варианте заикание становится постоянным, и высока вероятность появления сопутствующих неврологических заболеваний.

В детском возрасте появление невротического заикания по большей части объясняется неблагоприятной речевой обстановкой в семье. Это происходит по причине форсирования речевых навыков ребенка, двуязычие, перегрузка информацией и прочее. Некоторые дети начинают подражать заикающемуся члену семьи.

Наследственная предрасположенность также играет некоторую роль в появлении заикания невротического типа. Это может объясняться обусловленной генетическим фактором недостаточности речевого аппарата.

  Суставная гимнастика. Практика, которая подходит всем

Процесс развития невротического заикания пока не изучен до конца.

Предполагается, что при возникновении логоневроза происходит закрепление устойчивой условно-рефлекторной связи за счет образования моторного автоматизма.

В возрасте 2-4 лет возникновению заикания невротической формы предшествует патологическая фиксация речевых запинок естественного происхождения как результат становления речи. Говорить о патологии в данный период необоснованно.

Что такое логоневроз?

Логоневроз относится к системным общим неврозам. Патологическое состояние возникает в основном, когда ребенок испытывает сильный стресс. Речевой невроз чаще диагностируется у мальчиков.

Эта форма заикания проявляет себя только в период сильного нервного перенапряжения. Кроме того, у людей с таким расстройством речи нет определенных труднопроизносимых слогов или звуков. Например, во время экзамена человек может с затруднением произносить букву «с», а в конфликтной ситуации испытывать трудности с каким-либо слогом.

Установлено, что логоневроз имеет связь с логофобией или страхом речи (боязнью разговора).

Причины развития у детей

Часто встречается невротическая форма заикания у детей в возрасте 2-5 лет. Речевые функции формируются у ребенка одними из последних, при этом речь может быть неидеальной и не до конца сформированной на протяжении длительного времени. Именно поэтому система может дать сбой.

Ученые отмечают связь между нестандартным развитием ребенка и возникновением заикания. Некоторые полагают, что в этом возрасте происходит установление сложных невротических связей в головном мозге.

Если произошла травма этого важного органа, то вероятность заикания возрастает. На сегодняшний день можно найти данные о том, что патология молодеет и все чаще встречается у детей до двухлетнего возраста.

Причины невротического заикания должен устанавливать врач.

Довольно часто дети, которые долго использовали соску, сложно справляются с произношением некоторых звуков и страдают от заикания. При этом речевой дефект обладает свойством стремительно развиваться. Заикание характерно не для каждого ребенка.

Как правило, от патологии страдают ранимые, восприимчивые и эмоциональные дети, которые предрасположены к невротическим заболеваниям. Таких детей специалисты характеризуют как невротиков.

Рассмотрим несколько факторов риска, способных привести к появлению невротической формы заикания у ребенка.

  1. Практически никогда заикание не появляется на пустом месте. В любом случае у данной патологии имеется предпосылка и фактор, повлиявший на ее развитие. Раньше типичной причиной появления заикания считался сильный и внезапный испуг, например, при катании на аттракционах, при просмотре фильма ужасов или громком салюте.
  2. Частой причиной развития невротического заикания у детей считается развод родителей. Дети страдают от семейных конфликтов, часто слышат ссоры родителей и разговоры на тему развода, а иногда даже принимают непосредственное участие во всех перипетиях. Понять произошедшее ребенок не всегда может в силу возраста, в результате чего он приобретает чувство неуверенности в себе, ненужности и незащищенности. Все это способно сказаться на речевых функциях.
  3. Еще одна причина формирования заикания у ребенка – появление брата или сестры и сопутствующей ревности. Ребенок считает, что родительская забота полностью переходит к младшему члену семьи, что он остался один и не нужен никому.
  4. Иногда заикание возникает как следствие подражания взрослому или другим детям, находящихся в окружении ребенка. Встречались случаи, когда в группе детского сада, которую посещал ребенок с заиканием, спустя некоторое время насчитывалось уже несколько детей с аналогичной патологией. Детям свойственно копировать не только хорошее в речи, но и отрицательные моменты. Заимствованное заикание сложнее корректируется, чем приобретенное вследствие психоэмоционального фактора.
  5. Левши, которых пытаются переучить, также могут страдать в дальнейшем от заикания. Принуждение к использованию правой руки вызывает в мозгу ребенка конфликт полушарий. Ему приходится перенастраивать работу мозга на неестественный для него лад, что приводит в том числе и к нарушениям речи.
  6. Перегруженные информацией дети также часто получают логоневроз. Современный ребенок вынужден находиться в нескольких информационных полях, что приводит к перенапряжению психики. Родители не понимают, что ребенку сложно переключаться с одного предмета на другой, в итоге его мозг получает массу подчас ненужной и несоответствующей возрасту информации и происходит перегруз, вытекающий в речевые нарушения и логоневроз.
Читайте также:  Симптом Бернацкого

Клиническая картина

Развитие речевой патологии характеризуется такими первоначальными признаками, как неуверенность в речи, кратковременные паузы, повторы отдельных звуков и слогов, нарушение плавности.

Зачастую дети, страдающие заиканием, идут на уловки пытаясь заменить трудно выговариваемые слова более легкими словоформами, вводят в устную речь добавочные слова.

Логоневроз — причины появления, симптомы и лечение

На сегодняшний день все большему числу родителей приходится сталкиваться с тем, что их дети имеют различные проблемы с речью. По этой причине очень важно при первых же признаках отклонения в развитии обращаться за квалифицированной помощью.

Особое значение при этом может иметь такая проблема, как логоневроз. Для ее решения требуется комплексная помощь различных специалистов с выявлением причин патологии.

Логоневроз: что это такое у детей

Заикание или логоневроз представляет собой систематическое нарушение ритмичности, темпа и плавной передачи разговорной речи, которые связаны с судорожными сокращениями мышц и связок речевого аппарата. Обычно формирование этого процесса начинается в период усиленного становления речевой функции.

Данное заболевание может рассматриваться как самостоятельная патология, но чаще всего она является следствием патологического процесса, и тогда уже следует рассматривать «вторичный» логоневроз.

С первыми проявления заикания приходится сталкиваться в раннем возрасте, обычно до 5 лет. Это связано с тем, что именно в этот период речевой аппарат интенсивно развивается. По мере взросления риск развития заикания резко снижается, и если ребенок достигает возраста 7 лет, то такая цифра уже будет составлять 1%.

Характерной особенностью заикания является четкая зависимость между неправильным ритмом речи и выраженной нагрузкой на эмоциональное и психическое состояние ребенка. Особенно часто такое случается при различных ситуациях, которые сопровождаются стрессами. У некоторых детей на этом фоне может развиваться логофобия – боязнь произносить слова и говорить.

Механизм развития болезни и точные ее причины до конца не изучены.

Наиболее распространённой теорией считается то, что у таких детей происходит перевозбуждение центра Брока, который расположен в структурах головного мозга.

Затем этот процесс может распространяться на другие участки, которые уже отвечают за двигательную функцию непосредственно языка и связок, и поскольку этот процесс нарушен, то возникают судороги мышц.

Некоторые же американские исследования указывают на то, что за развитие заболевания отвечает уровень нейромедиаторов и гормонов в головном мозге. Так, при повышении дофамина могут развиваться различные нарушения в речи. Если же происходит снижение этого гормона, то состояние речевого аппарата стабилизируется.

Возможные причины болезни

В период роста ребенка и формирования речевой функции ответные реакции на возбуждение могут быть выражены сильнее, чем функция торможения. Таким образом, получается, что повышается двигательная активность всех мышц, в том числе артикуляционных. Они располагаются в гортани, на губах, языке и мягком небе.

Иногда специалистам приходится сталкиваться с ситуацией, когда у ребенка начинается слишком раннее развитие речи. В таком случае накопление большого словарного запаса происходит раньше, чем может сформироваться звуковой аппарат. Это приводит к тому, что ребенок просто еще не в состоянии справляться с таким количеством звуков, но при этом старается выдавать информацию большим потоком.

Некоторые специалисты в области психологии считают, что способствовать появлению заикания может нездоровый психологический климат в семье, который приводит к появлению неврозов и даже намеренному провоцированию неправильной речи с целью привлечения внимания взрослых.

Также на психологическое здоровье ребенка может влиять постоянное наказание, порицание, что становится причиной пугливости и зажатости.

Иногда проблема может быть намного глубже. Родители некоторых детей считают, что в их семье обязательно должен расти полиглот. В таком случае они начинают в очень раннем возрасте обучать ребенка разным языкам, когда он еще не смог полностью освоить «родной» язык. Такая проблема наиболее выражена в двуязычных семействах.

Иногда родители хотят постоянно хвастаться развитием своего ребенка на различных праздниках либо детских мероприятиях и заставляют учить слишком большие стихотворения.

На самом деле речевой аппарат малыша еще не готов к таким большим нагрузкам, и эти «непосильные» эксперименты приводят к тому, что ребенок начинает запинаться, сильно переживать. Со временем это приводит к тому, что формируется логоневроз.

У некоторых детей изначально может быть склонность к тому, что левая рука более развита, и со временем они становятся левшами. Родителям же такая особенность не нравится, и они начинают переучивать ребенка. Как следствие, развивается сильнейший стресс и повышается риск развития заикания, особенно у мальчиков.

Многочисленные исследования отмечают тот факт, что девочки реже сталкиваются с таким явлением, как логоневроз. Обусловлено это тем, что двигательная функция в женском организме развита больше и, как следствие, артикуляционный аппарат формируется раньше. Если не вмешиваться в этот процесс, то проблем с развитием речи не будет.

В группу риска по логоневрозу входят дети:

  • Перенесшие родовую травму и энцефалит;
  • Имеющие в анамнезе внутриутробную гипоксию;
  • Перенесшие поражение ЦНС в младенчестве.

Что касается наследственной предрасположенности к заиканию, то нет многочисленных исследований, подтверждающих этот факт. Существует несколько предположений по этому поводу. Но они больше связаны с общей динамикой развития.

Отмечено, что логоневроз чаще встречается в тех семьях, где дети имели какие-либо задержки в развитии.

Данное состояние характеризуется тем, что в общей клинической картине преобладают различные навязчивые движения. Кроме проблем с речью у детей могут проявляться множественные страхи, опасения, к которым присоединяются повторяющиеся действия.

В зависимости от преобладания тех или иных признаков такой невроз делится на фобический (с выраженными страхами) и обсессивный (с однотипными движениями). В детском возрасте чаще всего это выглядит в форме навязчивых тиков. Проявление симптомов в каждом случае может быть различным.

Перечень возможных непроизвольных движений:

  1. Подергивание конечностями;
  2. Хмыкание;
  3. Сморщивание лба;
  4. Прихлопывание кистями рук;
  5. Подмигивания;
  6. Частые повороты головы;
  7. Почесывание носа;
  8. Притоптывание ногами.

Чаще всего обострения случаются после сильных эмоциональных перенапряжений. Снять такое состояние можно при помощи двигательного разряда, смены обстановки. Обычно повторяющиеся действия имеют четкую последовательность и носят название ритуалов. В младшем возрасте наиболее сильно заметен страх острых предметов и закрытых пространств.

Иногда на фоне логоневроза у детей могут отмечаться страхи выступать перед окружающими или просто устного ответа. Со временем невроз навязчивых движений может принимать форму затяжного рецидивирующего течения. Это приводит к тому, что усугубляются невротические состояния.

В старшем возрасте у детей уже может сформироваться склонность к навязчивым страхам, тревожность, мнительность.

У всех детей наряду с заиканием и неврозом навязчивых движений развивается нарушение психики. Такие дети становятся очень эмоционально неустойчивыми, более чувствительными ко всем впечатлениям, при этом наклонность к страхам нарастает.

Согласно наблюдениям специалистов отмечается, что длительное напряжение, обусловленное логоневрозом, может приобретать тяжелые формы вторичных неврастенических расстройств. При общении заметно, что такие дети более замкнуты, им тяжелее приспосабливаться к новым условиям, тем более к пребыванию в новом коллективе.

Внешние факторы, провоцирующие логоневроз

Особое значение в формировании невроза имеют сильные внешние звуковые раздражители. Если в доме будет постоянно включен телевизор, компьютер, будет играть музыка, то звуковое восприятие будет нарушено. Если к этому еще добавить маленькое пространство и дефицит свежего воздуха, то ситуация будет более сложной.

Отдельное внимание также стоит уделить «спонтанным» факторам, которые вызывают у ребенка сильнейший эмоциональный и физический стресс. Это может быть авария, травма, нанесенная дикими животным или домашним питомцем, семейные скандалы, медицинские манипуляции, отравления.

Наибольшее же пагубное влияние на развитие речевого аппарата у ребенка оказывают различные психотравмирующие ситуации. Именно они чаще всего являются тем этиологическим фактором, который запускает болезнь. Причиной этому является нервный срыв, который провоцирует в работе нервной системы отклонение от нормы.

На сегодняшний день испытания в сфере нейрофизиологии и психологии подтверждают тот факт, что у детей, страдающих заиканием, в работе ЦНС над торможением преобладают процессы возбуждения. Ослабление тормозных функций часто обусловлено слабой конституцией ребенка либо перенесенными ранее болезнями или травмами.

Все вышеуказанные факторы необходимо учитывать на этапе постановки диагноза. Такое многообразие причин как раз и формирует нарушение речи, а также развитие других расстройств.

Кроме того, точное выявление провоцирующего механизма позволит подобрать правильную тактику лечения и комплексную терапию.

Клиническая картина

Логоневроз редко когда не имеет дополнительной симптоматики. Обычно у детей на фоне навязчивых движений могут появляться потливость, тремор рук, а также нарушение сна. Кроме этого, обычно присутствуют и другие признаки волнения и неврастении.

Что касается внешнего проявления заикания, то здесь главный признак – запинающаяся, прерывистая речь, которая может сопровождаться повторением отдельных звуков, задержкой произношения и речевыми судорогами. Что характерно, практически у всех больных независимо от возраста отмечается прерывистое и поверхностное дыхание.

Отдельным и самым важным признаком логоневроза является судорожное сокращение речевого аппарата. При этом при постановке диагноза выделяют клонические, дыхательные и тонические судороги. От них часто зависит тяжесть состояния ребенка и дальнейший прогноз.

Клонические и дыхательные спазмы

Этот вид судорожных сокращений проявляется многократным сокращением мышц и отличается особой ритмичностью. В такой ситуации у больного отмечается частое повторение единичных звуков, отдельных слогов, звуков. Что характерно, судороги могут возникнуть как в артикуляционном, так и дыхательном аппарате. Они могут значительно отличаться между собой, но обычно имеют смешанный характер.

Классификация спазмов:

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *